Читайте последние новости на нашем канале в WhatsApp
Писатель Анар: На меня столько клевещут, что нет даже желания следить за сайтами
Если бы я не был депутатом, я был им десять лет, если бы не получал депутатскую пенсию, мне было бы очень трудно прожить. Откуда у меня доход? Только зарплата в Союзе писателей, и то небольшая сумма. Поэтому я все еще благодарен покойному Гейдару Алиеву, потому что при нем я стал депутатом, получаю пенсию и этим живу.
Об этом в видеоинтервью Oxu.Az сказал народный писатель Азербайджана Анар.
Представляем вниманию читателей некоторые фрагменты:
- Анар муаллим, в одном из интервью вы отметили, что не читаете сайты, вам просто передают информацию о том, что там пишут. Это связано с вашей привычкой читать книги и газеты, или есть какая-то другая причина?
- Все из этого. Действительно, я человек, который вырос и сформировался больше всего благодаря книгам. Поэтому я не представляю свою жизнь без книг, и сайты не могут заменить мне книгу - это одна причина. Вторая причина в том, что сейчас сайты, не в обиду вам и вашему каналу будет сказано, изобилуют ложью, клеветой и наговорами на людей, особенно на меня, - у меня нет желания следить за этим. Иногда приходят и рассказывают, я прошу не делать этого, но они все равно что-то говорят, и ничего хорошего я не слышу... (улыбается)
- А как вы удовлетворяете свои ежедневные информационные потребности?
- Я смотрю новости по азербайджанскому телевидению и зарубежным каналам.
- Как у вас обстоят дела с газетами?
- Я их покупаю. Получаю основные ежедневные газеты и читаю их.
- Правда ли, что вы не любите смеяться и всегда говорите сухо и лаконично? Если это так, то какова причина?
- Я люблю смеяться, и говорю не только сухо. Бывает по-разному... Что касается нелюбви к длинным разговорам - это правда, не люблю. Мне кажется, нужно говорить самую суть, не утомляя всех долгими речами.
- Тема выделения квартир ряду писателей и сотрудников Союза писателей Азербайджана вызвала в обществе большой резонанс, и вы, отвечая на вопрос "Почему писателям должны давать квартиры?", сказали, что "рабочее место писателя - это его дом". Да, в отличие от представителей других профессий, писатель работает дома, пишет свои произведения. А где вы сами создавали свои произведения больше всего - дома или на работе?
- Конечно же, дома. На работе я занимаюсь только делами Союза писателей - пишу представления, отвечаю на письма. А для своего творчества использую домашнюю обстановку. Свои художественные и публицистические произведения создаю дома, в свободное время - по вечерам или в выходные дни. И зарплату в Союзе получаю не за написание собственных книг, а за работу, связанную с делами организации.
- Можно ли из этого сделать вывод, что писательство не является особой профессией или ремеслом? Современные писатели часто жалуются, что их книги не покупают и они не могут зарабатывать достаточно лишь своим ремеслом. То есть они должны иметь дополнительную работу...
- Да, это так. Советская власть приучила писателей к тому, что литературным трудом можно безбедно жить. В СССР писатели, даже не самые известные, могли неплохо зарабатывать только писательством. Кто-то жил очень хорошо, кто-то скромнее, но в целом все могли обеспечить себя доходами от литературы. Однако в капиталистических странах, например в Турции, которую я хорошо знаю, лишь единицы могут позволить себе жить только на писательские гонорары. Среди них - Азиз Несин, Орхан Памук, Яшар Кемаль. Остальные же турецкие литераторы вынуждены где-то работать. Так, известный поэт Фазыл Хюсню Дагларджа держал книжный магазин, Атаол Бехрамоглу пишет колонки в газете и преподает. У кого-то свой магазин, кто-то читает лекции в университете или трудится в научном учреждении. Основной доход писателям приносит работа по специальности, а не литература. В советское время в Азербайджане, как и в других республиках, писатели действительно могли жить на доходы от своего творчества. Сейчас это практически невозможно, разве что единицам это удается. Большинству же современных азербайджанских писателей приходится где-то работать, чтобы обеспечить себя.
- Вы можете назвать кого-то из наших писателей, которые могут прожить только за счет своего ремесла?
- Первым приходит на ум наш Чингиз. Чингиз Абдуллаев. У него выходит много произведений. И за границей, и здесь он получает большие гонорары и может на них безбедно прожить.
- Анар муаллим, на съезде Союза писателей вы объяснили, что не сняли свою кандидатуру на пост председателя, потому что есть некоторые начатые дела, которые хотите завершить. Какой прогресс достигнут с того дня?
- Я тогда говорил о Доме писателей в Шабране, он уже сдан. Что касается Дома творчества писателей в Шувелане, его строительство также завершается в этом году, то есть мы примем его в 2025 году.
- Как вы думаете, что сегодня нужно для выживания литературы?
- В первую очередь нужен талант, чтобы в литературу приходили не случайные люди, а талантливые. Во-вторых, конечно, нужна государственная поддержка.
- В последнее время в социальных сетях активно обсуждается вопрос о том, что вы возглавляете Союз писателей Азербайджана уже 37 лет. Некоторые утверждают, что за это время вы издавали свои книги и ездили в командировки за счет Союза. Хотелось бы, чтобы вы лично прояснили ситуацию.
- Я за все это время не издал за счет Союза ни одной своей книги. У меня есть только одна книга "ЛИК Азербайджана" в трех томах. Я попросил Министерство культуры издать ее к моему 75-летнему юбилею, что они и сделали. Также к юбилею они издали пятитомник моих произведений. Через Союз писателей не вышла ни одна моя книга.
- Кстати, о Министерстве культуры... В последние годы не снимают фильмы по вашим сценариям. Насколько я знаю, у вас уже несколько лет находятся в "замороженном" состоянии три готовых сценария. Один - для сериала о Деде Горгуде, который был заказан по распоряжению главы государства, и вы представили его в Министерство культуры пять лет назад. Второй - "Я был свободной птицей" (Azad bir quşdum) о Джафаре Джаббарлы, который вы сдали три года назад. Не задавались вопросом, почему сложилась такая парадоксальная ситуация: заказали, но не снимают?
- Я не посещаю киностудию уже 12 лет. У меня нет никаких связей с ней, новых картин не снимают. Хотя мои фильмы, а по моим сценариям было снято около 20 фильмов, продолжают транслировать практически каждую неделю по разным телеканалам, что свидетельствует об их высоком качестве и зрительском интересе.
- У Министерства культуры просто "нет денег"? Вы же известный писатель, ваша подпись авторитетна... Наверное, вы задаетесь вопросом...
- Видимо, известность не имеет особого значения, а важны какие-то другие факторы. Но какие? Я не знаю. Да, Министерство культуры признает важность проекта, но конкретные сроки реализации остаются неопределенными. Мне говорят "не волнуйся, будет снято". А я говорю "мне 87 лет, и я не могу ждать еще пять лет". Если намерены, то снимайте сейчас, и не только ради меня, а ради Джафара Джаббарлы. В этом году его юбилей. К тому же мои фильмы просветительские - о Мирзе Фатали Ахундзаде, Джавиде, Джалиле Мамедгулузаде, Узеире Гаджибейли. Говорим, что нужно пропагандировать литературу новому поколению. А как? Сейчас молодежь все реже обращается к книгам. Если они не читают их, пусть хотя бы через экран познакомятся с творчеством великих писателей. Да, со мной соглашаются, просят не беспокоиться, мол, все будет сделано. Спрашиваю когда, говорят "вот этого мы не знаем"...
- В одном из своих интервью вы затронули болезненную тему - одиночество среди людей, которое, по вашим словам, является самым тяжелым видом одиночества. Этот мотив красной нитью проходит через многие ваши произведения. Почему же вы чувствуете себя одинокими среди людей? Поделитесь...
- Самое большое горе в мире - это горе быть непонятым. К сожалению, среди моих современников лишь немногие по-настоящему понимали мой творческий мир и внутренние переживания. Многие из них - мои друзья, которых уже нет в живых - именно с ними я находил настоящее взаимопонимание. С каждым годом становится все меньше людей, способных понять мое мировоззрение, как и тех, кого понимаю я сам.
- Анар муаллим, каждое ваше слово создает большой резонанс, обсуждается обществом. Одним словом, вы настолько популярны, что никогда не сходите с повестки дня. Если сравнить с Эльчином (народный писатель Азербайджана - ред.), который является одним из ваших сверстников, то мы увидим, что его имя не так часто появляется в заголовках СМИ. В чем, по-вашему, причина этого?
- Во-первых, я не считаю, что об Эльчине мало пишут. О нем тоже очень много пишут, он очень популярный и хороший писатель, мой друг. И мне кажется, что мало говорить о нем...
- Как вы относитесь к реакции общества на ваши мысли?
- Я этого не знаю, честно. Но одно могу сказать точно: каждый, кто меня встречает, стремится сделать фото. Когда я спрашиваю, читали ли они хоть одно мое произведение, ответ обычно отрицательный. Это вызывает недоумение - зачем фотографироваться с автором, чьих работ вы не знаете (смеется). Схожая ситуация наблюдается и с Эльчином. Парадокс: когда фото с автором важнее его произведений.
Азиза Исмайылова
Видео: Джавид Мехдиев