Встреча 5 апреля в формате США - Евросоюз - Армения оказалась не последним на данный момент ярким проявлением движения Армении на Запад. После переговоров в Брюсселе стало известно, что министр иностранных дел Республики Армения (РА) Арарат Мирзоян не примет участия в предстоящем 12 апреля в Минске (Беларусь) заседании Совета министров иностранных дел Содружества независимых государств (СНГ).
Что касается уже упомянутого заметного события последних дней - все той же брюссельской встречи, то особых подробностей до сих пор нет, за исключением удивительно незначительной суммы, которую пообещали Армении Соединенные Штаты и Евросоюз. Но событие знаменательное, и, скорее всего, много чего осталось за закрытыми дверями, возможно, речь шла и о военной помощи Запада.
За комментарием Oxu.Az обратился к научному руководителю и члену президиума Российского совета по международным делам Андрею Кортунову:
- Вопрос не в том, от кого уходить, вопрос в том, куда идти Армении? Да, уже есть военно-политическое сотрудничество между Ереваном и Парижем, Франция поставляет определенные типы вооружений, наверное, эти поставки в будущем могут быть увеличены. Правда, у Франции и США сейчас есть определенные затруднения, связанные с тем, что значительные объемы оружия ушли на территорию Украины, так что есть определенный дефицит.
Кроме того, если говорить о коммерческой стороне вопроса, то РА - это не такая богатая страна, чтобы позволить себе крупные закупки современных западных видов вооружений, особенно сложных систем.
А если говорить о гарантиях безопасности, вхождении Армении в какие-то военно-политические союзы, то здесь явных перспектив не просматривается. Мы видим, с каким трудом решаются вопросы расширения Североатлантического альянса для наиболее близких к НАТО стран. А Армения находится далеко. При всей важности Южного Кавказа этот регион все-таки не является приоритетным для США.
Да и как брать на себя обязательства с учетом нестабильности в регионе? Я не думаю, что на Западе будет принято такое решение в обозримом будущем. Но какие-то программы содействия по модернизации армянской армии, включая и совместные учения, и отправление какого-то количества военных советников - это, конечно, возможно со стороны Франции и Соединенных Штатов. Но это не означает предоставление гарантий безопасности Республике Армения. Кроме того, РА же пока не вышла из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), не разорвала стратегические соглашения с Российской Федерацией.
Понятно, что все эти вопросы остаются чрезвычайно чувствительными. Неслучайно значительная часть переговоров в Брюсселе осталась за кадром.
- Вспоминается недавнее заявление посла Франции в Армении Оливье Декотиньи, который сказал, что Париж берет на себя обязательства перед РА в сфере обороны. И как понять такое высказывание? Кто-то нападет на Армению, а французы отправят свои войска?
- Откровенно говоря, я с трудом представляю такой сценарий. У Франции есть сложности с обеспечением безопасности даже в тех странах, которые связаны с Парижем долгосрочными отношениями в военной сфере. Достаточно вспомнить франкофонную зону в Африке, которая достаточно быстро разваливается, особенно в Сахеле (к югу от пустыни Сахара), да и не только там.
Так что, как я уже говорил, речь может идти о поставках каких-то видов французских вооружений. Тут вопрос в том, что Армения может себе позволить купить в этом "супермаркете", где цены "кусаются". Правда, можно допустить, что какие-то поставки будут безвозмездными, или поступать на основе иных льготных форматов. Но в любом случае одно дело - коммерческие поставки вооружений и совсем другое - предоставление гарантий безопасности. В обозримом будущем я просто не вижу возможностей у Запада взять на себя это обязательство.
Собственно говоря, задача у Запада другая - оторвать Ереван от Москвы. И по возможности создать еще какой-то плацдарм, который можно использовать против Ирана.
- Но вы видите вероятность выхода Армении из ОДКБ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС)? Слов было много, а вот конкретных шагов Еревана не видно.
- Если послушать заявления политиков в Ереване, то становится ясно, что они стараются по возможности не противопоставлять движение Армении в сторону Запада и возможность сохранения стратегического партнерства с Россией. Но определенные сложности в отношениях уже возникают, так что добиться какого-то баланса для Еревана будет нелегко.
К сожалению, на Западе воспринимают ситуацию на Южном Кавказе как игру с нулевой суммой. Любое усиление России воспринимается как ослабление позиций Запада. Если так продолжится и дальше, то, повторюсь, армянскому руководству будет очень сложно балансировать. К тому же по объему экономических отношений пока что все западные страны в совокупности едва ли могут заменить Россию в качестве основного экономического партнера Армении. Так что Пашиняну будет трудно, если экономические отношения с Россией станут разваливаться.
Наир Алиев