Текущие события в процессе урегулирования азербайджано-армянских отношений практически означают провал сложившихся по завершении 44-дневной войны 2020 года российской и западной переговорных площадок.
Первая, можно сказать, сведена на нет Арменией. Осуществляемая ее властями внешнеполитическая переориентация на Запад делает Армению незаинтересованной в достижении мирного соглашения с Азербайджаном под эгидой Москвы.
Западная же переговорная площадка, раздвоившаяся на протяжении предыдущих двух лет на условные вашингтонский и брюссельский форматы, но, по сути, составлявшая единую евроатлантическую платформу азербайджано-армянского урегулирования с соответственно обозначенными геополитическими задачами США и ЕС в отношении всего Южного Кавказа, дискредитировала саму себя неприемлемыми для посредничества шагами. Азербайджан вынужден был отказаться от участия в запланированных западными центрами пятисторонней встрече в Гранаде и трехсторонних переговорах в Брюсселе и Вашингтоне. Поскольку и Евросоюз, ведомый, прежде всего, Францией, и Соединенные Штаты стремятся протолкнуть в переговорный процесс, кульминацией которого обещает стать заключение мирного договора между Баку и Ереваном, нарративы и положения, ущемляющие суверенитет Азербайджана, преследующие цель вмешательства в его внутренние дела.
Речь идет, прежде всего, о попытках вернуть в обсуждение несуществующий по итогам войны 2020 года "нагорно-карабахский вопрос". Причем эти попытки реализуются на фоне развернутой западными центрами оголтелой антиазербайджанской кампании, выдвижения ими несправедливых, в корне лживых обвинений в адрес Азербайджана, восстановившего свой суверенитет над всем Карабахом, положившего конец преступному, сепаратистскому режиму и обеспечившему полный вывод со своей территории армянских вооруженных сил в результате антитеррористической операции 19 сентября. Занятием проармянской позиции США и ЕС отошли от нейтралитета и непредвзятости, что лишает посредничество Запада каких-либо оснований для продолжения. С этим и связан отказ Азербайджана от переговоров на западных площадках.
После 44-дневной войны Баку поддерживал посреднические усилия как России, так и Евросоюза и США, исходя из того, что место выработки и заключения азербайджано-армянского договора, призванного утвердить прочный региональный мир, не имеет никакого принципиального значения. Но только, разумеется, при условии честности и объективности посредников, в отсутствие чего прилагаемые ими "усилия" лишены всяческого смысла.
Однако сейчас, с одной стороны, внешнеполитические выкрутасы Армении, оставившие не у дел российское посредничество, а с другой - антиазербайджанский настрой Запада, лишающий его права и возможности и далее осуществлять посредническую миссию, подвели переговорный процесс на внешних площадках к тупику. Возможна ли в такой ситуации реализация изначально предлагавшегося Азербайджаном прямого двустороннего формата переговоров? То есть переговоров между Азербайджаном и Арменией без посредников?
В качестве возможного места проведения двусторонних переговоров Азербайджан предлагал Армении соседнюю Грузию. Впрочем, суть не в этом, а в том, что, несмотря на все сложности, историческая возможность заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией все еще существует. Но будет ли использована эта возможность - зависит от реальной готовности последней к миру с Азербайджаном на основе взаимного признания суверенитета и территориальной целостности, что предполагает, в частности, и деоккупацию все еще остающихся под контролем Армении 8 азербайджанских сел.
И, кроме того, зависит от прекращения выполнения ею роли орудия в руках у глобальных центров. Особенно если это орудие направлено против Азербайджана. Наличие последнего фактора, к слову сказать, не оставляет Армении ни единого шанса не только на мир, но и на само существование.
Натиг Назимоглу