Между Европой (Евросоюз, Совет Европы и несколько европейских стран) и Азербайджаном возник кризис, который уже проявился в замораживании деятельности азербайджанской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Некоторые европейские аналитики назвали это неожиданностью, поскольку еще не так давно в европейских структурах якобы вздохнули с облегчением, когда Азербайджан восстановил свой суверенитет на всей территории страны.
Почему же возникла нынешняя кризисная ситуация, когда в Баку даже рассматривают вероятность выхода из Совета Европы? Этот вопрос Oxu.Az адресовал поэту, драматургу, члену Союза писателей Азербайджана, координатору Координационного Совета азербайджанцев Восточной Европы Лейле Бегим:
- Для наших соотечественников, живущих в Европейском союзе, как и для всего нашего народа, этот политический кризис с Европой - очень неприятная данность.
Причин, конечно же, несколько. На мой взгляд, ЕС и политические институты Европы не могут адаптироваться к повестке дня, когда Азербайджан, тюркское государство с мусульманским населением, смог, вопреки утвердившимся в мире политическим трендам, решить 30-летний вопрос оккупации своих территорий. Историческая реальность стала для европейских деятелей неожиданным сюрпризом. Они только через три года определились в своей политике давления на Азербайджан. Целью давления является усмирение голоса справедливости Азербайджана.
Европейские политические элиты не могут принять свою недееспособность в решении столь важного геополитического вопроса, как пресловутый "армянский вопрос".
Реалии показали, что без их участия Азербайджан как молодое государство, образовавшееся после распада СССР, смог, пусть и военным путем, восстановить свой суверенитет. А основной причиной кризиса является то, что Россия как держава, под протекторатом которой существовал армянский проект на протяжении 100 лет, перестала нести это бремя, поставив свои геополитические интересы превыше европейских.
- Действительно ли армянская диаспора в европейских структурах получила какую-то подпитку и второе дыхание (об этом говорят европейские эксперты) и смогла укрепить во всех структурах антиазербайджанские нарративы? Правда, в Европейском совете (высший политический орган Евросоюза, состоящий из глав государств и правительств государств ЕС, не путать с Советом Европы - ред.) этого сделать не удалось из-за принципа консенсуса, который пока еще действует в этом институте.
- Я считаю, что армянское лобби - управляемое сообщество в Европе, оно не является самостоятельной политической силой. Они - инструмент для элит и крупных европейских политических игроков. Армянское лобби никогда ранее, как и сегодня, не защищало интересы армян Кавказа, а только проводило интересы европейских кругов, которые были направлены против объединения цивилизации тюркских народов.
- К армяноцентричной позиции Франции все привыкли, но теперь и немецкие депутаты в ПАСЕ и ЕС становятся едва ли не главными лоббистами Армении. Есть версия, что это связано с доминированием в евроструктурах левых, "зеленых" и либералов. А после летних выборов в Европарламент ситуация может поменяться, так как состав того же Европарламента существенно поменяется за счет притока правых сил, традиционалистов, которые укрепились в Европе. Что вы думаете по этому поводу?
- Я думаю, это заблуждение считать, что приход правых традиционалистов во властные структуры изменит геополитическую стратегию Европы на нашем континенте. Для такого мнения есть историческое обоснование.
Вспомним Первую мировую войну, когда монархии Европы, где традиционализм берет свое начало, вели экспансионистскую политику на Южном Кавказе, нанося вред прежде всего азербайджанскому народу.
- Между тем азербайджанская диаспора в Европе в последние недели особо активна, по многим странам прокатились акции в поддержку Азербайджана. Обращают ли в Европе внимание на активность азербайджанцев? Чего удалось добиться?
- Активность азербайджанской диаспоры в Европе, конечно же, связана с последними политическими событиями в таких европейских институтах, как ПАСЕ. Мы все возмущены открытым попранием всех столпов справедливости со стороны французских, а теперь и немецких политиков. Мы не хотим молча наблюдать за продолжением 30-летней истории давления на азербайджанский народ.
Поэтому мы, азербайджанцы Европы, объединившись, выступаем против несправедливости и пытаемся донести свой правдивый голос до европейских политиков. Я уверена, что они нас слышат, потому что в заявлениях с их стороны мы уже наблюдаем осторожность.
Несмотря на все вышеотмеченное, я, как и все европейцы, верю, что основные провозглашенные ценности европейской цивилизации: свобода, равенство, братство, зиждущиеся на общечеловеческой морали справедливости, победят.
Наир Алиев