Прошло 25 лет после начала агрессии НАТО в отношении Югославии, которая не была санкционирована ООН. Атака 19 государств мира, чья авиация 78 дней бомбила Сербию, привела к распаду Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). Сейчас Белград вновь испытывает давление Запада, правда, не военное, а политическое. Косово - отколовшаяся часть Республики Сербия (РС) - пытается вступить в Совет Европы, получая при этом поддержку многих государств и институтов Европейского союза. Брюссель давно оказывает давление на Белград, пытаясь заставить Сербию признать Косово независимым государством. Сербские власти, естественно, на это не соглашаются.
Ситуация обострилась до такой степени, что президент Сербии Александр Вучич заявил о возможности выхода РС из Совета Европы. "Они предпочли бы, чтобы в Совете Европы было Косово, а не Сербия", - сказал глава сербского государства.
Кстати, о возможности выхода из структур Совета Европы говорят и в Баку после решения Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) заморозить деятельность азербайджанской делегации в ПАСЕ. Неслучайно спикер Милли Меджлиса Азербайджана Сахиба Гафарова и председатель Народной скупщины (парламента) Сербии Ана Брнабич на недавней встрече подвергли критике двойные стандарты в системе международных отношений и, в частности, в ПАСЕ.
При этом формально Сербию приглашают в Евросоюз, рисуют перед Белградом европейские перспективы. Ситуацию для Oxu.Az прокомментировал депутат городской скупщины города Ниш, доктор технических наук, профессор университета в Косовской Митровице и бывший народный депутат парламента Сербии от правящей Сербской прогрессивной партии Милош Банджур:
- Политика коллективного Запада, Евросоюза, англо-саксонского мира - она совершенно беспринципная и неоткровенная. Когда мы решили пойти по пути вступления в Европейский союз, нам сказали, что не ждут от Сербии признания независимости Косово, нужно просто урегулировать взаимоотношения с Приштиной (административным центром Косово - ред.) по вопросам, связанным с транспортом, финансами, повседневной жизнью. Это было четкое заявление. Белграду это понравилось, ведь это выгодно для сербов, которые проживают в Косово. И косовские албанцы могут пользоваться транспортными маршрутами через Сербию в страны ЕС, где они работают, нам это не мешает.
Но когда Сербия пошла по этому пути (с 2009 года, а официально с 2013 года), тогда на Западе стали говорить о некоторых дополнительных условиях. А примерно год назад нам откровенно сказали, что на повестке дня вопрос признания независимости Косово. Именно это предполагает план канцлера Германии Олафа Шольца и президента Франции Эммануэля Макрона, который был представлен руководству Республики Сербия. Но если условием для принятия Сербии в Евросоюз является признание Косово, то, получается, что Белград зря пошел по пути европейской интеграции.
Посмотрите на переговорный процесс между Белградом и Приштиной. Мы сделали все, что прописано в Брюссельских соглашениях 2013 года, а Приштина не сделала почти ничего. Самым важным же было создание сообщества сербских муниципалитетов. Эта автономия сербов должна была обеспечивать их будущее, но вопрос не решается уже 11 лет. Нам ясно, что так происходит из-за двойных стандартов Запада, который немного критикует Приштину перед нами, но затем поощряет косовских албанцев действовать в прежнем духе.
В ответ на атаки на сербов в Косово Запад начал переговоры с Приштиной, косовским албанцам дали безвизовый режим с Евросоюзом, их никогда не осуждают.
Резолюция №1244 Совета безопасности ООН от 1999 года подтверждает территориальную целостность Сербии. Там говорится, что скоро наши военные смогут вернуться на границу с Македонией и Албанией на территории Косово. Но об этом забыли после того, как силы НАТО вошли в Косово. Большинство стран Евросоюза признало Косово. Исключение составили пять государств, у которых тоже есть потенциальные проблемы (с сепаратизмом - ред.).
Коллективный Запад всегда был против сербов. В 1999 году 19 стран воевали против Сербии, 78 дней бомбили нашу страну. Но сухопутное наступление НАТО на нас провалилось, им не удалось прорвать оборонительные позиции югославской армии. Тогда погибло много наших людей, но противник не прошел, так что война не окончилась поражением Сербии. Но были разбомблены наши заводы, фабрики, мосты, дороги, жилые здания. Применялись запрещенные кассетные бомбы и бомбы с обедненным ураном, гибли старики, женщины, дети. А сейчас на Западе изучают тенденции, связанные с ростом онкологических заболеваний из-за применения бомб с ураном, так что это был эксперимент над сербским народом.
- И Азербайджан, и Сербия сходятся в том, что на Западе используют двойные стандарты в системе международных отношений. Об этом буквально на днях говорили спикеры наших парламентов Сахиба Гафарова и Ана Брнабич. Сербская делегация стала первой, которая осудила решение ПАСЕ заморозить работу азербайджанской делегации. Между Баку и Белградом, да и между лидерами наших стран очень теплые отношения, мы всегда поддерживаем друг друга в вопросах территориальной целостности...
- ... у Сербии принципиальная позиция, даже несмотря на то, что за эту нашу принципиальность мы испытываем давление Запада. Президент Александр Вучич и правящая Сербская прогрессивная партия отстаивают интересы страны. Как Азербайджан поддерживает нас на всех площадках, так и мы поддерживаем Азербайджан. И так будет всегда.
Между нашими президентами хорошие отношения. В конце прошлого года Президент Азербайджана Ильхам Алиев побывал в городе Ниш, где я живу. Тогда состоялась церемония открытия газового интерконнектора.
Вызывает сожаление, что Запад и европейские структуры оказывают такое серьезное давление на Азербайджан. Но опыт показывает, что если такое происходит, то правда на стороне Баку.
- В Баку не исключают пересмотра своего участия в Совете Европы, если права азербайджанской делегации в ПАСЕ не будут восстановлены. Заявление о вероятном выходе из Совета Европы сделал и президент Сербии Вучич в связи с возможным принятием в СЕ Косово. Мне кажется, что Азербайджану легче выйти из Совета Европы, чем Сербии. Вокруг нас нет стран, входящих в Евросоюз и НАТО (за исключением Турции, но это наш ближайший друг и союзник). У Сербии другая ситуация.
- Вы правы. Азербайджан находится в другой географической ситуации.
А положение Сербии осложнено тем, что вокруг нас страны НАТО и ЕС. Но даже с учетом этих обстоятельств мы не можем согласиться с политикой, которая идет вразрез с интересами сербского народа. Запад хочет, чтобы мы отказались от своих корней, срубили ветку, на которой сидим.
Наир Алиев