На минувшей неделе прошло заседание Совбеза ООН по ситуации вокруг лачынской дороги, инициированное Арменией. Мероприятие закончилось без резолюции и даже без заявления председателя, что огорчило армянскую сторону. Правда, армянские эксперты еще ждут, что может через неделю, а то и две появится резолюция, хотя это странно. По выступлениям было понятно, что территориальная целостность Азербайджана не оспаривается никем, а что касается лачынской дороги, то многие страны упомянули и про альтернативную дорогу Агдам - Ханкенди.
Что будет дальше, как будут развиваться события? Армения использовала дипломатический ресурс, чтобы затормозить процесс армяно-азербайджанского урегулирования, а какие еще возможные способы у затягивания у нее есть? Отвечая на эти вопросы Oxu.Az, известный российский общественный деятель, политолог, генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков отметил, что в позиции Армении есть большое базовое противоречие:
- Все действия Еревана, включая недавние в Совете безопасности ООН, как и последующие окажутся в рамках этого противоречия. Армения понимает, что Азербайджан силен. Руководство страны, как и большинство населения, согласны признать Карабах азербайджанским, ведь сами воевать с Азербайджаном они не могут. Кроме того, они не могут на стороне найти желающих повоевать за них.
Поэтому они пытаются найти какой-то вариант, чтобы признать Карабах территорией Азербайджана юридически, но, чтобы при этом он не был азербайджанским фактически и политически. А для этого уже Баку должен признать каким-то образом (под давлением, видимо, каких-то сил), что армянская община Карабаха будет автономной, а гарантом этой автономии будет не азербайджанское правительство и Конституция, а некие международные структуры, дружественные Армении. Но у Азербайджана нет никакого желания и необходимости реализовывать этот вариант.
Меньше, чем через 2,5 года закончится действие "сочинских соглашений", Азербайджан их не продлит. Баку поблагодарит российских миротворцев за проделанную работу, как я ранее говорил, возможно, кого-то и наградит за какой-нибудь подвиг, и все. РМК покинет Карабах, и тогда на эту территорию войдет азербайджанская армия, которая разгромит армянские вооруженные силы. Хотя, возможно, армянские силы даже не будут вступать в бои, понимая, что это абсолютно бесперспективно. Так что у Баку, повторюсь, нет необходимости признавать армянскую автономию.
Более того, в Азербайджане хорошо помнят к каким последствиям приводит армянская автономия. Достаточно вспомнить НКАО, которая существовала в рамках советского Азербайджана. Закончилось все очень плохо. Армянская община злоупотребила этой автономией, как и Армения. Они начали чудовищную войну, которая привела к появлению миллиона азербайджанских беженцев, многие тысячи людей были убиты. Так для чего Азербайджану закладывать эту мину под свою государственность?!
- Давайте вернемся к заседанию Совета Безопасности ООН...
- Для чего было задумано это заседание СБ ООН, и почему провалился этот план? Дело в том, что Армения хочет, чтобы ее союзники - Франция и Евросоюз - заняли более активную антиазербайджанскую позицию. Но тот же Париж только на словах поддерживает Ереван, а реально ничего делать не собирается.
- И каким образом Армения может заставить Францию и ЕС занять более активную позицию?
- Армяне нашли способ, который им посоветовали советники, работающие в евроструктурах. Нужно шантажировать французов и европейцев угрозой "геноцида" (здесь и далее кавычки наши - ред.) армян. Они знают, что у европейских политиков есть большой психологический комплекс. Вот они ничего не делали, а в Руанде племена хуту и тутси устроили резню (по разным данным, погибло около 20% населения, то есть свыше 1 млн человек, в основном тутси - ред.). Они ничего не делали в бывшей Югославии, где тоже произошло множество трагедий. Пользуясь этим армянские политики попытались подтолкнуть, вынудить Францию и ЕС занять более активную проармянскую позицию. Идея "геноцида", "гуманитарной катастрофы", придуманная ситуация с лачынской дорогой, стоянием фур - это все из этой серии.
Стратегия четкая и ясная. Но она не сработала, так как все понимают, что армянская сторона хочет фуры гонять по лачынской дороге, а дорогу Агдам - Ханкенди они сами перекрыли бетонными блоками. Значит, дело-то не в голоде! Голодные люди не будут перекрывать дорогу, которая к ним ведет. Дело в контроле над стратегическими путями. Поэтому никто и не поверил в то, что в Карабахе грядет голод, да и вообще люди якобы от недоедания начали умирать. Даже Франция и Евросоюз только сделали вид, что поверили в это. Они скорее просто отрабатывали договоренности (с армянской стороной - ред.).
- Но что будет дальше?
- Армянская сторона будет пытаться реализовать эту стратегию, имитировать "гуманитарную катастрофу" и т.д.
Лично Никол Пашинян, как я уже много раз говорил, хотел бы официально признать Карабах азербайджанским. Но он боится, что с ним расправятся радикалы - это в худшем случае. А в лучшем - просто свергнут. Армянский премьер давно смирился с инерционным сценарием, который означает, что он ничего не признает, будет говорить об автономии, а потом уйдут российские миротворцы, в Карабах войдут азербайджанские войска, а Пашинян на это только разведет руками - мол, я сделал все, что мог.
Мне кажется, что Никол Пашинян не возьмет на себя ответственность за подписание мирного договора с Баку, потому что побоится. А требования, которые он и другие армянские политики выдвигают, - абсолютно неприемлемы для Азербайджана.
Исходя из этой логики, армянская сторона будет провоцировать на какие-то жесткие действия Азербайджан. Сам Пашинян вряд ли на это пойдет, но армянские радикалы вполне способны совершить нечто подобное.
Наир Алиев