Читайте последние новости на нашей странице в Facebook
Российский профессор: В такой ситуации нет смысла подписывать мирный договор с Арменией
В Баку уже несколько раз повторили условие, после выполнения которого возможно подписание мирного соглашения с Республикой Армения (РА): в Конституцию РА необходимости внести поправки и убрать из Основного закона этой страны территориальные претензии к Азербайджану. В Армении же, по традиции, называют изменения в Конституцию внутренним делом РА. Об этом на днях заявил и замминистра иностранных дел Армении Паруйр Ованнисян. При этом он подтвердил, что Конституция РА действительно нуждается в изменениях.
Могут ли территориальные притязания Армении к другой стране, закрепленные в Конституции, быть внутренним делом РА? Отвечая на этот вопрос Oxu.Az, кандидат исторических наук, доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Арбахан Магомедов отметил, что во всех государствах, которые имеют территориальные претензии к другим странам, развивается внутренний дискурс по отношению к оспариваемым территориям:
- Но я не знаю ни одного случая, чтобы страна, которая уже даже не контролирует чужие территории, в то же время сохраняет в основополагающем документе государства подобные положения. То есть речь не о каком-то общественном обсуждении - это еще можно было бы понять. Случаев территориальных претензий в мире много, но в Армении они закреплены в Конституции.
- При этом Ереван настаивает на скорейшем подписании мирного соглашения с Баку. Азербайджан не против, но у нас задаются вопросом: а что будет завтра, когда вместо нынешнего премьера Никола Пашиняна придет кто-то другой или сам Пашинян передумает? Достаточно обращения в Конституционный суд, который за 10 минут вынесет решение о том, что мирный договор нельзя было подписывать...
- Я абсолютно с вами согласен. Смысла подписывать в такой ситуации мирный договор просто нет, ведь армянская Конституция является прямой преградой для мира.
Если Армения действительно хочет заключить мирный договор, то руководство РА должно объяснить общественности своей страны, что такую-то норму нужно убрать из Конституции.
- В последние недели в Армении активно говорили, в том числе и в парламенте, о вероятности проведения референдума по вступлению в Евросоюз. Тема эта модная, в октябре похожий референдум пройдет в Молдове. И вдруг Никол Пашинян, известный тем, что у него "семь пятниц на неделе", заявил, что такой референдум не нужен, хотя у армянского народа есть европейские устремления. Но с чего возник дискурс по референдуму о вступлении в ЕС, и почему теперь он затухает?
- Армения находится на геополитическом бездорожье, она не выбрала четкую траекторию своего развития. Понятно, что в РА до сих пор не прошла горечь от поражения во второй Карабахской войне, в армянском обществе идут дискуссии. Далее. С какими альянсами Ереван будет строить свои отношения? Ответа на этот вопрос, в общем-то, так и нет. Эта неясность геополитического будущего заставляет армянскую политическую элиту делать резкие заявления и прибегать к необдуманным действиям.
Если делается громкое заявление, обозначается цель, то нужны ресурсы, чтобы эту цель реализовать.
У Армении нет ни военных, ни экономических, ни географических ресурсов для того, чтобы разрабатывать внятный суверенный проект. Но общество же надо успокоить, дать ему пилюлю. Вот и говорят про референдум, европейские устремления армянского народа, обещают, что завтра Армения уйдет в Евросоюз, послезавтра в какой-то другой альянс. А армянское общество опасается неясного будущего.
- Между тем вице-премьер России Алексей Оверчук заявил, что Москва исходит из того, что Армения является союзником Российской Федерации. И это несмотря на резкие заявления ереванского руководства в отношении ОДКБ, России, Беларуси...
- Здесь все очевидно. У Москвы собственный взгляд на проблему. Экономика Армении связана с экономикой России. На территории РА находится российская военная база, внешние границы Армении контролируются российскими пограничниками. А завтра к власти в РА может прийти другой человек, который попытается стабилизировать отношения с различными игроками на различных направлениях.
Армения, конечно, суверенное государство. Но у нее сегодня не то положение, чтобы она могла заявлять о себе как о самостоятельном субъекте. Поэтому в Москве спокойно смотрят на Армению, понимая, что ни у Евросоюза, ни в целом у Запада нет таких ресурсов и желания для того, чтобы заниматься РА. А вот красивые обещания они давать могут. Я это называю разговорной терапией.
Наир Алиев