После произведенных в этом году новых назначений в государственных органах Азербайджана особое внимание к себе привлекла активная деятельность Министерства труда и социальной защиты населения.
Oxu.Az представляет «спонтанное» интервью с министром Сахилем Бабаевым.
- Господин министр, в Стратегии занятости Азербайджанской Республики на 2019-2030 годы показано, что примерно 48% населения страны занимается несельскохозяйственной деятельностью. Цель - повысить показатель до 80%. Интересно, как вы планируете этого достичь?
- Стратегия занятости - важный документ. Это концепция, которую выдвинул президент Азербайджана для обеспечения занятости населения страны. Основное направление концепции заключается в том, чтобы увеличить число квалифицированных кадров на рынке труда, создать баланс между человеческими ресурсами и спросом на работников.
Мы должны регулярно анализировать, в каких областях в предстоящие три года будет наибольший спрос на работников, а также какие области следует развивать. Мы должны подготовить работников для этих областей.
Конечно, сельское хозяйство важно для развития страны. Но это лишь одно из направлений экономики, другие направления - промышленная революция, искусственный интеллект, применение нано-технологий. Учитывая успехи в этом направлении, мы должны стараться обеспечить занятость населения.
- Сколько азербайджанцев находятся в поиске места работы по официальным данным?
- Сейчас зарегистрировано более 200 тысяч таких людей. Что касается их профессиональной направленности, этот вопрос изучается, создается электронная система, результаты этих работ можно будет увидеть в разделе анализа. Среди безработных больше людей, которые официально не имеют соответствующей квалификации. Бывает и такое, что у человека есть профессия, однако формально его специализация не признается.
Это люди, которые обучаются во время рабочего процесса. В Азербайджане нет пока примеров обучения в процессе работы и признания профессии. Мы совместно с Министерством образования работаем в этом направлении. К примеру, автомеханик, который работает 20 лет. Навыки, полученные им в процессе работы, государство не признает, нет сертификации.
Думаю, что в первые месяцы следующего года мы примем соответствующий документ, согласно которому сможем признавать неформальные специализации и видеть реальный баланс между квалифицированными и неквалифицированными работниками.
- Как можно оценить ситуацию, связанную с мигрантами, работающими в Азербайджане?
- Мы поддерживаем деятельность в обоих направлениях - как в связи с зарубежными мигрантами, так и в связи с азербайджанскими трудовыми эмигрантами. Азербайджан интегрировал в международный рынок и мировую экономику. Мы заинтересованы в привлечении высококвалифицированных кадров в страну, вместе с тем выступаем за то, чтобы граждане Азербайджана получали большой опыт и обучались чему-то новому, работая за границей.
- Кстати, о поиске работы. Руководимое вами министерство открыло 213 вакантных мест. В чем цель кадровой реформы?
- Должен сказать, что 213 вакансий - это лишь часть процесса по поиску работников. В целом в министерстве будет произведен прием сотрудников на 1 044 вакантных места. Уже стартовал отбор кандидатов на государственную службу.
- Есть ли новые назначения среди советников?
- В министерстве много назначений, и мы должны активно выполнять задачи, поставленные перед нами руководством страны.
- Господин министр, последние статические данные касательно назначения степеней инвалидности породили разговоры. Некоторые эксперты считают, что есть препятствия в получении степени инвалидности, из-за чего статистика не соответствует действительности.
- Особо хотел бы подчеркнуть, что здесь не созданы никакие препятствия и преграды. Министерство труда и социальной защиты населения совместно с Министерством здравоохранения работают в этом направлении. По сравнению с первым кварталом инвалидность снизилась до 70%. Снижение в первой группе составило 65%.
- С чем вы это связываете?
- Это является результатом того, что и Минздрав, и Минтруда и социальной защиты населения взяли этот вопрос под свой контроль. Если мы получаем уведомление об инвалидности, мы проводим дополнительную проверку.
В то же время проверяем отказ от инвалидности. Сотрудник министерства не видит в лицо гражданина и принимает решение на основе информации, изложенной в документе. В ряде случаев через прессу и приемы выяснялось, что человеку, находящемуся в тяжелом состоянии, было отказано в инвалидности. Тогда мы выясняем причину отказа.
Оказывается, что в медицинском учреждении неправильно заполнили форму и неправильно описали болезнь или наоборот, правильно написали, а наш врач отказал. Рассматриваем оба случая и устраняем ошибку.
Но особо хотел бы подчеркнуть, что после серьезного контроля не только назначения, но и обращения сократились на 50%. Идеален ли процесс на сто процентов? Я отвечу «нет». Можете быть уверены, что все поступающие обращения рассматриваются.
Ильхама Абдуллаева
www.oxu.az