Читайте последние новости на нашем канале в WhatsApp
Затронут ли Азербайджан антииранские санкции? - МНЕНИЕ
На днях вступили в силу расширенные санкции США против Ирана.
В рамках данных санкций прекращены операции с иранской валютой и долговыми обязательствами, запрещена покупка долларов США иранским правительством. Также под санкции попала отрасль гражданской авиации и автомобилестроительный сектор, занимающий около шести процентов местного импорта.
Осенью, а именно 5 октября, вступит в силу второй этап санкций, которые ударят по самым важным секторам иранской экономики - нефтяной промышленности и всему энергетическому сектору, а также по кораблестроительным предприятиям.
Будут заблокированы операции банка Ирана и предоставление услуг страхования.
Также некоторые страны сократят или полностью прекратят импорт сырой нефти из Ирана.
Если учесть, что Иран - торговый партнер Азербайджана, с которым у нас имеется ряд совместных проектов, то экономическая блокада этой страны по логике должна затронуть Азербайджан.
Отметим, что согласно статистике за 2017 год, Иран инвестировал в общей сложности 2 млрд 700 млн долларов США в азербайджанскую экономику. В различных отраслях отечественной экономики действует 538 компаний с иранским капиталом. Также товарооборот между двумя странами вырос на 16 процентов.
Экономический эксперт Вугар Байрамов заявил, что за последние четыре года ирано-азербайджанские отношения стали интенсивнее.
Был реализован ряд проектов, в том числе за счет иранских инвестиций был построен автомобильный завод. В результате всего этого вырос приток иранского капитала в азербайджанскую экономику. Поэтому можно говорить о развитии ирано-азербайджанских отношений в последнее время. В частности можно подчеркнуть участие Азербайджана в обсуждениях по проекту «Север-Юг». Цель коридора - создать более быстрые и выгодные торговые связи между Европой и Юго-восточной Азией».
Эксперт заявил, что обострение отношений Ирана с США нежелательно для Азербайджана, но есть и положительные стороны:
«Азербайджан - нефтяная страна, и предполагается, что в нынешних условиях Иран будет поставлять на мировой рынок на миллион баррелей в день меньше. Это, безусловно, один из влияющих на рынок факторов.
Если ОПЕК не сможет компенсировать эту долю, то это может вызвать рост или по меньшей мере сохранить текущую цену на нефть. Если учесть, что 90 процентов азербайджанского экспорта составляет нефть и нефтепродукты, то это может привести к увеличению объема поступающей в страну валюты».
Кроме того, против России также действуют санкции. По этой причине может повыситься объем грузов, провозимых через Азербайджан. То есть транспортный коридор Восток-Запад станет актуальным. Поставки грузов в Европу через территорию Азербайджана положительно повлияют на государственные законы».
По его мнению, санции против Ирана не повлияют на строительство совместного автомобильного завода и совместного предприятия по производству лекарств. Наряду с этим В.Байрамов сообщил о прекращении сотрудничества между банками обеих стран:
«Станет невозможно осуществлять денежные переводы. Эти санкции ослабят торговые и экономические связи.
Правда, товарооборот между Азербайджаном и Ираном составляет примерно 300 млн долларов, то есть он не так велик».
Директор Каспийского центра энергетики и окружающей среды Университета АДА Эльнур Султанов назвал удачей тот факт, что проект Южного газового коридора избежал санкций США:
«Иран не входит в число ближайших торговых партнеров Азербайджана. Однако девальвация иранского риала повлияет на приезд туристов. Азербайджан будет для них не столь привлекательным. Также увеличится импорт из Ирана».
По мнению эксперта, это хорошая новость для жителей иранского Южного Азербайджана:
«Давление на иранский риал вместе с парраллельной девальвацией турецкой и российской валюты создаст дополнительное давление на манат».
Депутат Милли меджлиса Хикмет Бабаоглу отметил тот факт, что санкции против Ирана не распространяются на проект Южного газового коридора.
«Это очень важно с точки зрения правильной оценки существующих геостратегических реалий и учета энергетической безопасности Европы.
Автор этого проекта - Азербайджан точно учел все возможные риски и перспективы его реализации. Один из важных игроков современного рынка международных энергетических отношений – Азербайджан - вместе со своими геостратегическими партнерами в настоящее время сформировал такие геостратегические реалии, что вокруг него сходятся интересы всех стран-участников. Это вовсе не просто, но Азербайджан сумел этого добиться».
Х.Бабаоглу сказал, что во время санкций интересы Азербайджана учитываются в виде особого исключения:
«Дело в том, что наша страна умело координирует свои национальные интересы и интересы своих стратегических партнеров. Следует учесть, что речь идет об одном из крупнейших и дорогих проектов в мире. Этот проект в полном смысле этого слова достоин называться проектом XXI века. Последние события еще раз это доказывают».
Хикмет Бабаоглу заявил, что проект Южного газового коридора объединяет семь стран вдоль следования трубопровода с 12 различными инвесторами и 12 различными покупателями, подчеркнув, что он станет первым трубопроводом, объединяющим обладающий богатыми энергоресурсами Каспий с потребителями из Евросоюза:
«То есть на самом деле этот трубопровод выступит в качестве новой альтернативы энергетической безопасности Европы. Наличие такого альтернативного источника на фоне напряженных международных отношений нужно Европе, как вода и воздух».
Лейла Алиева
www.oxu.az