Новое исследование ученых Университета Макмастера (США) показывает, что женщины, которые едят меньше ультрапереработанных продуктов, имеют более высокие шансы на зачатие.
Как передает Oxu.Az, в исследовании, опубликованном в журнале Nutrition and Health, проанализированы данные более 2 500 женщин из Национального исследования здоровья и питания.
Оно сочетает интервью, 24-часовые опросы о питании и лабораторные анализы, что позволяет получать подробную картину диеты, биомаркеров и состояния здоровья участниц.
Бесплодие и питание: какие различия заметили ученые
Женщины, которые сообщали о проблемах с зачатием (отсутствие беременности после года попыток), чаще потребляли ультрапереработанные продукты. Эти продукты занимали около 31% их суточного рациона. В то же время у них были более низкие показатели соблюдения средиземноморской диеты - режима с большим количеством овощей, фруктов, цельнозерновых и полезных жиров.
"Ранее основное внимание уделялось калориям и ожирению, но наши результаты показывают, что тут действуют другие механизмы", - объясняет Антея Христофору, доцент кафедры кинезиологии и старший автор исследования.
Она отмечает, что даже если питательные вещества поступают в достаточном количестве, ультрапереработанные продукты несут дополнительные химические соединения, способные влиять на репродуктивное здоровье.
Химические вещества и гормоны
К примеру, к ультрапереработанным относят газированные напитки, сладкие батончики, чипсы, колбасы, фастфуд, снеки.
"В таких продуктах часто присутствуют фталаты, бисфенол А и акриламиды - вещества, которые могут попадать из упаковки или оборудования в процессе обработки. Они нарушают гормональный баланс, и это может объяснять наблюдаемые эффекты", - добавляет аспирантка Ангелина Барич, соавтор исследования.
Средиземноморская диета показала положительное влияние на фертильность, но этот эффект был связан с поддержанием здорового веса и метаболизма.
Масштабный эффект и практические выводы
Исследование показало, что женщины с высоким потреблением ультрапереработанных продуктов имеют примерно на 60% меньшую вероятность забеременеть.
"Очень мало исследований сосредотачивались именно на влиянии диеты женщин на их репродуктивное здоровье. Фертильность - это ключевой показатель, и это первый анализ такого масштаба", - говорит Христофору.
Она подчеркивает, что питание влияет не только на вес и метаболические болезни, но и на гормональный фон, что делает проблему гораздо более серьезной.
Простые шаги для здоровья
Предыдущие исследования уже связывали ультрапереработанные продукты с ухудшением здоровья.
"Обработка изменяет продукты так, что это не отражается только на содержании питательных веществ. Химические вещества и замещающие ингредиенты вытесняют полезные натуральные продукты", - отмечает Барич.
Ученые советуют выбирать продукты в их естественном состоянии, обращать внимание на состав и отдавать предпочтение привычным, проверенным ингредиентам. Даже простое сокращение ультрапереработанных продуктов может снизить воздействие неизвестных химических соединений и поддерживать репродуктивное здоровье.