Читайте последние новости на нашей странице в Instagram
Юбилей "Актера без настроения". Фахраддин Манафов - о Родине, вере, одиночестве и хобби
Сегодня потрясающему азербайджанскому актеру, народному артисту Фахраддину Манафову исполнилось 65 лет. Про этого Мастера, который за 45 лет сыграл почти пятьдесят ролей в фильмах, в том числе в России и Узбекистане, можно сказать, что нет ни одной, как говорится "проходной роли". Что ни образ, то событие, что ни фильм, то успех, что ни театральная роль, то аншлаг! Интересный факт – его день рождения 2 августа совпадает с Днем национального кино Азербайджана.
В своем интервью Trend Ф.Манафов поделился философскими мыслями о Родине, вере, одиночестве и хобби:
- Фахраддин муаллим, поздравляем Вас с юбилеем, и желаем дальнейших творческих успехов. 65 лет – это для Вас мало или много?
- Благодарю за поздравление! Мой возраст – это столько, сколько есть, мой дорогой. Ни мало, ни много. Я каждый год, каждый день, каждое мгновение могу оправдать эти моменты жизни. Для меня эти годы не имеют ни расстояния, ни размеров, ни глубины, ни времени. Годы всего лишь измерения и констатация, цифры и математика, и не больше. Но за эти годы столько всего происходило, столько прошло – и вот это называется жизнь. А жизнь не может быть ни маленькой, ни большой.
- Ваши глубокие философские мысли, в том числе, озвученные в различных проектах, всегда вызывают большой интерес общественности. Вы религиозный человек?
- Я не представляю мыслящего человека на этой планете, который может сказать, что он только религиозный или нет. Что касается меня, то я скорей всего живу в двух измерениях, в двух аспектах – это безусловная вера в ту некую силу, которая помогает мыслить, думать о прошлом, настоящем и будущем. Это присуще только человеку! Больше никому на этой бренной земле, в этой реальности. Религиозность - это неотъемлемая, мыслительная, чувственная сторона человека, которая, в буквальном смысле слова, в нас вложена. Что касается того, что существует столько направлений веры, то думаю, это тоже идет от внутреннего непостижения той тайны, которую дали, но не раскрыли нам. Например, в спектакле "Церемония" по пьесе Эжена Ионеско, в котором я играл, это ярко выражено – мы не знаем, зачем мы пришли и уходим, мы обречены со дня рождения, зная, что будет конец. Мы примиряемся с этим и начинаем думать о вере, которая является опорой, чтобы забыть свою обреченность, творить и созидать. Вера – неотъемлемость человеческой мысли. Я также стараюсь смотреть на веру с научной точки зрения. Например, когда вижу воду в стакане, то понимаю, что это не чудо, а форма сохранения материи в пределах определенного пространства. А понятие чуда для меня – это когда человек не может сформулировать, понять и дать четкое определение происходящему. И вера в этом контексте очень сильно помогает. Теперь я не знаю, верующий я или нет. Конечно, мы все верим. Я верю в бессмертность души, верю, что увижу без вести пропавшего родного брата…Все это связано с верой, но когда все это переходит на вычисления, тогда относишься к этому по-другому. Сами решайте, верующий я или нет.
- Вы сказали, что человек не знает, зачем приходит и уходит из этого мира. Но если использовать цифры, в частности, 2 августа – день вашего рождения, который совпадает с Днем национального кино, можно ли сказать о предопределении вашей судьбы?
- В этом мире нет ничего случайного и все закономерно. Если, например, поднять ночью голову к небесам, увидеть россыпь алмазов во Вселенной, начинаешь задумываться, что неужели все это случайно? Нет, конечно, все закономерно. Но откуда эта закономерность? Почему именно я? Например, я очень люблю замечательного актера Расима Балаева, с которым очень дружим. Он однажды в шутку сказал: "А почему так, я ведь тоже люблю кино и посвятил свою жизнь этому искусству. Я тоже родился в августе, но мой день рождения приходится на 8–е, а твое на 2-е число?". В данном случае закономерность сработала в мою пользу. Но есть вещи, когда задумываюсь – почему не я? И День национального кино был учрежден не до моего рождения, а после, в 2000 году распоряжением величайшего человека, великого лидера Гейдара Алиева. И я считаю это для себя двойной наградой, чувствую себя просто счастливым от такого совпадения дат. Главное, я служу искусству, выбранной мною профессии – то есть посвящаю себя работе в кино и на театральной сцене.
- Говорят, что роль музыки в жизни человека имеет гораздо большее значение, чем мы себе представляем. Какую Вы любите слушать музыку?
- Я люблю слушать классику и музыку, где есть мелодия, которая уносит тебя, привносит в духовный мир лучшие помыслы, заставляет задумываться. Даже порой думаешь, что ты величайший гений, когда под великую музыку что-то читаешь. Кстати, мой любимый режиссер Расим Оджагов пару раз ставил музыку во время съемок фильма, хотя был противником этого, чтобы придать игре актеров особый смысл восприятия момента происходящих событий в кадре. Для меня мелодия души, мелодия сердца, мелодия жизни, как океан, безмерной глубиною поражает своей гармонией человеческой мысли.
- Известно, что в молодости Вы хорошо играли в футбол. А есть еще хобби, увлечения в жизни?
- У меня бесконечное количество увлечений. Одно из них – я – охотник. Как в первобытным каменном веке, как профессия, чтобы быть мужчиной и не быть охотником – это несерьёзно. Вчера был на рыбалке и поймал большое количество рыбы. А в футбол я действительно хорошо играл, были успехи, и мне прочили, что буду хорошим футболистом, но кино взяло вверх. Еще я очень люблю ездить на машине. Раньше, когда мне позволяло физическое здоровье (сейчас в спине металлическая лента длинной в 20 см) я и на коне катался. Я люблю писать прозу и стихи, но мало показываю, ведь это касается лично меня. Кстати, вчера мне позвонила народная актриса Мехрибан Зеки и на мое стихотворение написала музыку и сама же спела, таким образом, поздравив меня с юбилеем.
- Не хотелось бы говорить о кино, но, все же, слушая вас и наблюдая со стороны, у меня лично вы ассоциируетесь с образом главного героя из картины Расима Оджагова “Комната в отеле”. Это интеллигентный человек, который посвятил себя людям, у него семья и друзья, но все же он остается одиноким... Вы окружены любовью и вниманием тысяч людей, ваше творчество пример для многих, но все же напоминаете мне этого профессора…
- Это комплимент – это хорошо, значит, я смог совместить, соединить себя с этим образом, что по-другому никак не воспринимается. Абсолютно правильные ощущения. Помимо той главной философии, что человек приходит в этот мир один и уходит один, и все это происходит здесь, даже в утробе матери, вероятнее всего, в аспекте ваших ощущений лежит то, что я не представляю себя вне творчества и размышлений, и это показывает, что я одинок. Конечно, у меня очень много любимых и близких людей, не только в нашей дорогой и любимой стране, но и за рубежом. У нас есть звукорежиссер Асад Асадов, который еще очень давно, лет сорок назад сказал мне: “Фахраддин, ты производишь на меня странное впечатление. И я назвал тебя актером без настроения”. Не знаю от чего это, но видимо от того, что часто бываю замкнут в себе, особенно когда работаю - бываю настолько сконцентрированным, хотя некоторые считают меня капризным, на самом деле - очень требовательный. Когда выхожу на спектакль, за три часа до начала прихожу в театр, готовлюсь к сцене. Но я знаю актеров или актрис, которые приходят буквально перед самим началом и вылетают на сцену, успев даже пару анекдотов рассказать. Видимо, на меня это тоже влияет, если я остаюсь в одиночестве.
- Жизнь продолжается и уверен, что мы вновь увидим ваши прекрасные роли, будем отмечать дни рождения и юбилеи. И в этот день хотелось бы увидеть Ваш взгляд в будущее, потому что у некоторых людей бывают чувства, что определенные кадры он уже видел или увидит. У Вас есть способности предвидения, как говорится, экстрасенсорные ощущения?
- Признаться честно, я не верю таким чувствам предвидения будущего. Вычислить будущее в контексте технологий, математики, физики и других наук это возможно. Поэтому в своих мыслях я могу лишь строить планы своих пожеланий, тем более как творческая личность. Но прекрасно понимаю, что в таком возрасте мечты в моей сетке жизни фактически не существуют. С детства, когда я был заворожен космосом, то все время имел ощущения, что эта тьма порвется как бумага, и оттуда выглянет красивый с седыми волосами и бородой старик, излучающий светлую ауру, который посмотрит, улыбнётся и поговорит со мною. А спустя годы я прочитал у Омара Хайяма такие строки, который, подняв палец вверх спросил:
“Что там, за ветхой занавеской Тьмы
В гаданиях запутались умы.
Когда же с треском рухнет занавеска,
Увидим все, как ошибались мы”.
Поэтому иллюзии никогда больше не строю. Поэтому не буду говорить о мечтаниях, а лишь о желаниях. Я очень хочу, чтобы в Азербайджане появились очень хорошие режиссеры и сценаристы, актеры и профессиональные цеха, чтобы кино пришло в то самое состояние, как минимум в то время, когда творили такие мастера как Расим Оджагов, Ариф Бабаев, Гасан Сеидбейли и другие. И я уверен, что это время обязательно придет, потому что мы великий и талантливый народ. И, конечно же, я хотел бы иметь возможность играть на сцене, окруженный профессионалами. Я хотел бы играть произведения Чехова, Достоевского, Шекспира, сниматься в хороших исторических фильмах об Азербайджане. Я хотел бы, чтобы наши азербайджанские фильмы с триумфом побеждали на международных фестивалях. Я желаю, чтобы был мир и не было войны. Я родился в Ханкенди, в Карабахе, уехал, когда мне было 5-6 лет. Мне хотелось бы побывать в Шуше, на Джыдыре, попробовать мёд, ягоды, искупаться в реке. Наш дом находился в 7-8 км от Ханкенди, на берегу реки Гаргар. И я хотел бы, чтобы, наконец, наступила справедливость, и чтобы все поняли, что это наша земля, и к нам нельзя относиться с агрессией, потому что обязательно получишь достойный отпор. Я хочу, чтобы все было, так, как должно быть у людей мыслящих и думающих, которые знают, что такое любовь, чтобы не было грязных мыслей. И очень хотел бы, чтобы все окружающие меня мои близкие и друзья были живы и здоровы. Иногда, когда хожу по городу, меня останавливают и говорят, что “вот мол, вы настоящий бакинец и т.д.”, значит, могу быть тем, кем меня хотят видеть. Меня воспринимают так, как они хотят видеть, карабахцем или бакинцем. По-моему, это очень важный момент и это здорово. Я открою небольшую истину, что больше всего выразилось в фильмах Расима Миргасымовича. Он был настолько общечеловеческой личностью, что все его герои жили и олицетворяли, каким вообще должен быть человек.
- Если сравнить жизнь от “А” до “Я”, где первая буква ассоциируется с плачем ребенка, а последняя с личностным становлением, то каким Вы сами видите Фахраддина Манафова?
- Это один из миллиардов людей, которые пришли в этом мир, выполняет свое предназначение и уходит. Вот кто такой Фахраддин Манафов, не более и не менее. Один из миллиардов Ч-Е-Л-О-В-Е-К!
Комментарии