На заседании комитета Милли Меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству в ходе обсуждения проекта изменений в Налоговый кодекс и ряд других законов депутат Вугар Байрамов выступил с резонансным предложением - полностью освободить минимальную заработную плату от подоходного налога. По его словам, граждане, получающие минимальную зарплату, имеют невысокие доходы, и их налогообложение является нецелесообразным.
Возникает закономерный вопрос: если это предложение будет принято, не приведёт ли оно к массовой тенденции заключения трудовых договоров на основе минимальной зарплаты - когда работодатели формально оформляют сотрудников на "минималку", а остальную часть выплачивают "в конверте"?
Отвечая на вопросы Oxu.Az по данной теме, депутат-экономист Вугар Байрамов подчеркнул, что между номинальной и реальной минимальной заработной платой существуют значительные различия.

"В большинстве стран мира минимальная заработная плата освобождена от налогообложения, и мы являемся сторонниками применения аналогичной практики в Азербайджане. Дело в том, что между номинальной и реальной минимальной зарплатой существует ощутимая разница. В настоящее время минимальная заработная плата составляет 400 манатов, а со следующего года, в соответствии с поручением Президента, предусматривается её повышение.
Одновременно, согласно внесённым изменениям в Трудовой кодекс, размер минимальной заработной платы будет пересматриваться и увеличиваться ежегодно. Это означает, что поскольку минимальная зарплата будет расти каждый год, освобождение этой суммы от налогообложения является более целесообразным. Ведь в настоящее время из минимальной заработной платы удерживаются и подоходный налог, и обязательный государственный взнос социального страхования, и взнос страхования от безработицы, и взнос обязательного медицинского страхования.
Это свидетельствует о том, что практически часть минимальной заработной платы уходит на налоги и другие отчисления. В настоящее время для работников частного сектора доход до 2 500 манатов облагается по ставке 3%, при этом применяется налоговая льгота в размере 200 манатов. Поэтому подоходный налог с текущей минимальной зарплаты рассчитывается следующим образом: из 400 манатов вычитается 200 манатов, а 3% от оставшейся суммы, то есть 6 манатов, удерживаются в качестве подоходного налога.
Однако со следующего года ставка подоходного налога в частном секторе вырастет до 5%. Это означает, что сумма подоходного налога, удерживаемого из минимальной заработной платы, также увеличится.
Обязательный взнос государственного социального страхования составляет 26 манатов: 3% от суммы до 200 манатов и 10% от суммы, превышающей 200 манатов. Взнос страхования от безработицы - 2 маната, взнос обязательного медицинского страхования - 8 манатов.
Как видно, из минимальной заработной платы удерживаются как налоги, так и другие социальные страховые выплаты. Именно это приводит к тому, что реальная сумма минимальной заработной платы существенно отличается от номинальной.
Поэтому наше предложение заключается в освобождении минимальной заработной платы от налогообложения. Это может способствовать укреплению социальной защиты наших граждан, получающих низкую заработную плату. С точки зрения дальнейшего улучшения социального обеспечения граждан, имеющих доход на уровне минимальной заработной платы, принятие такого шага является необходимым", - пояснил парламентарий.
Депутат считает целесообразным принятие мер в этом направлении:
"По предварительным оценкам, освобождение минимальной заработной платы от налогообложения может обойтись бюджету приблизительно в 200 млн манатов. Однако мы полагаем, что за счёт других источников эти средства можно компенсировать, а также путём укрепления и расширения налоговой базы рассмотреть вопрос освобождения минимальной заработной платы от налогов и предпринять шаги в этом направлении.
Основная суть предложения об освобождении минимальной заработной платы от налогов заключается в сведении к минимуму разницы между реальной и номинальной заработной платой наших граждан. Речь, по сути, идёт об освобождении именно от подоходного налога. Поскольку социальные отчисления важны с точки зрения формирования пенсионного капитала граждан.
В настоящее время подоходный налог в частном секторе составляет 3%, а со следующего года вырастет до 5%. В государственном секторе этот показатель равен 14%. Заключение трудового договора является обязательным для каждого работающего лица и требованием закона.
Однако данное предложение повлияет не на количество заключаемых трудовых договоров, а непосредственно на размер заработной платы низкооплачиваемых граждан, а точнее - на их реальные доходы.
Если учесть, что в данном случае сумма, освобождённая от налога, составит не 200 манатов, а полный объём минимальной заработной платы, это может привести к увеличению реальной заработной платы даже тех граждан, чья зарплата несколько превышает минимальную", - отметил Байрамов.