Недавнее заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что Азербайджан пытается оттянуть разблокирование транспортных коммуникаций на Южном Кавказе, так как это выгодно Армении, вызвало недоумение не только в Азербайджане, но и в России. Ведь понятно, что экономическое сотрудничество и открытие коммуникаций будет выгодно как Армении, так и всем остальным странам региона. Но при этом именно Ереван всячески тормозит процесс. А Москва и Баку в этом вопросе выступают с общих позиций, пытаются "ускорить" Армению.
Кандидат исторических наук, доктор политических наук, профессор кафедры теории регионоведения Московского государственного лингвистического университета Арбахан Магомедов в беседе с Oxu.Az отметил, что трудно сказать, какой логикой руководствовался премьер-министр Никол Пашинян, делая это заявление:
- Если говорить о ситуации на Южном Кавказе, то открытие коммуникаций, транспортных коридоров, которые будут связывать регион с Турцией, Ближним Востоком, конечно же, выгодно и Армении, и Азербайджану.
Другое дело, что Азербайджан уже имеет выход на Ближний Восток и Европу через систему нефтегазовых трубопроводов и успешно реализует свои национальные интересы. Южный газовый коридор выводит азербайджанские, каспийские ресурсы на мировые рынки. Потенциально от открытия коммуникаций выигрывала бы больше Армения, ведь она может выйти из блокады.
- Для открытия границ и коммуникаций нужно урегулировать отношения между Арменией и Азербайджаном, подписать мирное соглашение. Есть формат Баку-Москва-Ереван, в рамках которого было подписано уже три заявления. Азербайджан и Россия предпочитают общаться и решать вопросы именно в этом формате. Но Ереван постоянно настаивает на "воскрешении" Минской группы ОБСЕ. Глава МИД Армении Арарат Мирзоян даже говорил по этому поводу со своим коллегой из Канады.
- У Армении сложная ситуация. Для таких государств, как Азербайджан, Турция и Россия, все более-менее очевидно - они выиграли, и не только от разрешения карабахского конфликта. Баку, Анкаре и Москве выгодно, чтобы армяно-азербайджанские отношения сдвинулись с мертвой точки. А Армения хочет, скажем так, "интернационализировать" процесс урегулирования. Наряду с жестами в сторону Москвы Ереван поддерживает постоянный контакт с Западом, в первую очередь с Францией.
Баку и Москва хотят локализовать этот вопрос, заявляя о том, что все проблемы решат сами, а Армения должна сесть за стол переговоров с Азербайджаном при посредничестве РФ. Если подключится Турция, то будет еще лучше. Но, как я уже сказал, Ереван хочет вынести обсуждение межкавказских отношений на Запад.
Надо понимать, что Никол Пашинян и его команда ориентированы на Запад. Если они потеряют контакт с ним, то окажутся в геополитическом одиночестве, а этого соратники армянского премьера боятся.
- А с чем могут быть связаны открытые высказывания армянской стороны, подтверждающие, что Армения нарушает договоренности, касающиеся вывода армянских вооруженных сил и формирований с территории Азербайджана? На днях замначальника главного управления по управлению личным составом генштаба ВС Армении Саак Саакян заявил, что "службу в Карабахе будут осуществлять военнослужащие контрактной службы". А до 30 августа там будут продолжать находиться солдаты срочной службы, призванные из Армении. И ведь речь идет о зоне ответственности российского миротворческого контингента (РМК).
- Честно говоря, мне непонятен смысл этих заявлений (армянской стороны - ред.). Да, были сообщения в СМИ о том, что Россия определенную часть РМК из Карабаха якобы перебросила на восток Украины. Но я пытаюсь понять логику армянских военных, которые подобное заявляют. Может, они думают, что армянские военнослужащие будут замещать российские подразделения? Но это же невозможно. Так что безусловно, это часть какой-то провокации.
Наир Алиев