В последние дни, наряду с очевидной эскалацией напряженности, в отношениях между Азербайджаном и Арменией (вернее сказать, в условиях отсутствия таковых) проглядываются и некоторые симптомы возобновления переговорного процесса.
Армения, регулярно совершающая военные провокации на условной границе, столкнувшись с серьезным военно-политическим давлением со стороны Азербайджана, выражает готовность к скорейшему проведению переговоров на высшем уровне. Одновременно происходит взаимный обмен предложениями в контексте разработки текста мирного договора. Между тем, очевидно, что при сохранении двух разрушительных факторов переговорный процесс не имеет никаких особых шансов на успех.
Первый заключается в попытках Армении удержать если не формальное, так хотя бы фактическое неподчинение Азербайджану горной части его Карабахского региона, где временно размещен российский миротворческий контингент. Но если этот фактор является, так сказать, само собой разумеющимся, поскольку и является главной причиной развязанного Арменией многолетнего конфликта, то другой, казалось бы, имел тенденцию к затуханию после войны 2020 года, но основательно пробудился в последние месяцы.
Речь идет о позиции центров, выступающих в роли посредников в азербайджано-армянском урегулировании. Одним из ключевых элементов их позиции все заметнее выступает выпячивание вопроса о "правах и безопасности карабахских армян", сопровождающееся раскручиванием грязной антиазербайджанской кампании в ряде западных стран. Причем происходит это при полном игнорировании факта этнических чисток в отношении азербайджанцев, осуществленных Арменией как на территории самой страны, так и в период оккупации территорий Азербайджана - Карабаха и Восточного Зангезура. Понятно, что базирующееся на такой предвзятости и двойных стандартах посредничество не только не приближает мир, но и выступает фактором противодействия ему. Соответственно, оно теряет свою ценность, как это периодически фиксируется в случае с посредничеством любого из устроителей переговорных площадок - будь то США, ЕС или России.
Однако сегодня, в ключевой для азербайджано-армянского урегулирования момент, все стороны, стремящиеся играть модерирующую роль в этом процессе, проходят, по сути, проверку на честность. Ее исходным критерием должно быть четкое и однозначное признание принадлежности горной части Карабаха Азербайджану. Именно вокруг этого приоритетного принципа должны выстраиваться все остальные элементы долгосрочного мира. Включая и представляющий собой внутреннее дело Азербайджана вопрос обеспечения прав и безопасности армян, проживающих в горной части его Карабахского региона.
Азербайджан не может допустить и не допустит манипулирования его интересами со стороны ведущих мировых центров. Ибо никакая внешняя сила не способна остановить решимость азербайджанского народа и государства утвердить свой суверенитет и свою мирную жизнь на собственной земле. Что же касается Армении, то ее противодействие миру, исходящее из намерения сохранить в каком бы то ни было виде сепаратизм на территории Азербайджана, будет иметь самые пагубные последствия для нее самой. Страна, подрывающая мир, его не достойна.
Натиг Назимоглу