Читайте последние новости на нашей странице в Facebook

Армения выберет жизнь или смерть?
В Армении развернулась интересная полемика на экзистенциальную, как там любят выражаться, тему. Ее породило заявление депутата парламента от фракции "Гражданский договор", экс-министра здравоохранения Арсена Торосяна, который, выступая на одном из местных телеканалов, признал, что "шансов на признание независимости Нагорного Карабаха нет и никогда не было" и что сама "эта идея была самообманом". Обращаясь к своему народу, он задался вопросом: "Хотим ли мы бесконечно оставаться под угрозой быть убитыми, или мы должны разрешить конфликт?" И призвал "залечивать раны армянского и азербайджанского народов, переживающих 30 лет войн и военных конфликтов, а не углублять вражду". При этом Торосян попытался акцентировать внимание на том, что именно над этим работают премьер-министр Никол Пашинян и его правительство.
Уместно напомнить, что это тот самый Торосян, который весной нынешнего года, в момент "протестной" активности армянской реваншистской оппозиции, обвинил ее в "демонизации мирной повестки и пропаганде войны". "Оппозиция хочет новой войны с новыми жертвами и поражениями, чтобы на руинах поражений захватить власть и продолжить свою давнюю привычку угнетать страну и народ. Кстати, это они пытаются сделать во второй раз, когда после катастрофической войны 2020 года своими действиями попытались открыть второй антиармянский фронт внутри страны", - подчеркнул тогда провластный армянский политик.
А чуть более месяца назад, в самый канун проведенной Азербайджаном военной операции "Возмездие", Торосян на своей странице в Facebook написал: "Мы 30 лет назад ошиблись, когда во время агонии рушащейся империи снова выбрали смерть и войну, стали "победителями" и были ослеплены гордыней. Мир не имеет цены, он бесценен, как и жизнь. Жизнь бесценна. Утверждать обратное - значит пропагандировать смерть и войну. Смерть никогда не может быть более ценной, чем жизнь, несмотря на то, что нам веками твердили об обратном. Пропагандировали привилегированные люди нации, которые никогда не погибли бы, пропагандировали объявившие себя "национальными" партии, оправдывавшие свое существование смертью, пропагандировали заблудшие маргиналы и романтики, пропагандировали осуждающие иностранцы, пропагандировали смерть, а не жизнь. И поддались мы этой пропаганде и выбрали смерть, а не жизнь. И эта пропаганда продолжается".
Далее Торосян поставил вопрос, что называется, ребром: "Как долго еще мы должны выбирать смерть, а не жизнь? Как долго мы должны ошибаться? До полного уничтожения?" Вывод, к которому он приходит, однозначен: "Мир принесет признание своих ошибок, а не их повторение. Мы не имеем права повторять одни и те же ошибки, отвергая объективную реальность или интерпретируя ее по своей прихоти".
Как и в прежние разы его громких призывов к миру с Азербайджаном, на Торосяна и сейчас, когда он выступил с заявлением о невозможности "независимости Нагорного Карабаха", ополчились представители тех самых кругов, позиция которых и является главным объектом критики с его стороны. В числе подавших свой голос против депутата от правящей силы числится и бывший министр иностранных дел Ара Айвазян, который возглавлял внешнеполитическое ведомство Армении на протяжении полугода после 44-дневной войны и отметился рядом деструктивных действий, идущих в нарушение трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, а значит - и самой перспективы установления мира в регионе завершившегося карабахского конфликта. Ссылаясь на то, что "переговорный процесс шел по следующим принципам: неприменение силы, а также в рамках территориальной целостности и права на самоопределение", Айвазян пытается убедить в том, что "вероятность признания независимости Нагорного Карабаха была", а потому, мол, "о каком самообмане идет речь?".
Однако Айвазян искажает суть мирных предложений, которые годами и даже десятилетиями, вплоть до осени 2020 года, оставались нереализованными именно по вине Армении. Поскольку она игнорировала и грубо нарушала принцип территориальной целостности, а "право на самоопределение" использовала как ширму для поддержания своей оккупационной политики в отношении Азербайджана и его территорий. Поэтому и прав Торосян, признавший отсутствие когда бы то ни было "шансов на признание независимости Нагорного Карабаха". Ведь судьба горной части Карабахского региона Азербайджана и проживающих на этой территории армян априори, исходя из принципов международного права, даже на протяжении 30 лет армянской оккупации не рассматривалась и не могла рассматриваться вне территориальной целостности Азербайджанской Республики.
Между тем, сама принадлежность Торосяна к правящей силе, которая повторно после завершившейся сокрушительным поражением Армении 44-дневной войны получила от избирателей вотум доверия, дает основание думать, что высказываемые депутатом от "Гражданского договора" мысли поддерживаются немалой частью армянского общества. Другое дело, что это не означает минимизации реваншистских настроений в Армении, особенно с учетом того, что их выражают не только непримиримые оппозиционеры, но нередко даже - если не прямо, то завуалированно - и представители провластных кругов. И в этой связи ключевым выступает вопрос о том, а готова ли в действительности Армения к нормализации отношений и подписанию мирного договора с Азербайджаном?
Армянские СМИ сообщают о том, что после состоявшейся 31 августа Брюссельской встречи лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве главы Евросоюза, на которой была достигнута договоренность о начале практической проработки текста мирного договора, премьер Пашинян поручил правительству "ускорить работу" в этом направлении. Между тем, пришло время судить Пашиняна и его команду, к которой относится и регулярно выступающий в поддержку мира Торосян, не по озвучиваемым ими заявлениям, а по реальным делам. И именно готовность к заключению мирного договора на принципах, предложенных Азербайджаном в соответствии с международным правом и включающих в себя, прежде всего, взаимное признание суверенитета и территориальной целостности, станет главным критерием при оценке степени подлинного миролюбия нынешнего армянского руководства.
Так поддержит ли Армения основанный на этих принципах мирный договор? Или же пашиняновское поручение дано лишь с целью пропихнуть в этот документ территориальные претензии к Азербайджану в виде пресловутого "вопроса о статусе"? Последнее является заведомо обреченным занятием, поскольку будет жестко пресечено Азербайджаном. И к беде Армении будет означать, что она, выражаясь словами Торосяна, "снова выбрала смерть, а не жизнь".
Натиг Назимоглу
Новости по тегу "Никол Пашинян"
- Кто хочет мира, тот не стреляет: что происходит на условной азербайджано-армянской границе?
- Никол Пашинян заговорил о новой конституции и роспуске Минской группы ОБСЕ
- Никол Пашинян прокомментировал обстрел на условной границе Азербайджана и Армении
- Премьер-министр Армении Никол Пашинян готов подписать текст мирного договора с Азербайджаном
- Пашинян: Ереван готов обсудить время подписания мирного договора