Читайте последние новости на нашей странице в Facebook
Ассоль Мирманова: На встрече в Алматы обсуждался не только мирный договор - ИНТЕРВЬЮ ИЗ КАЗАХСТАНА
В конце прошлой недели в Алматы (Казахстан) состоялись переговоры министров иностранных дел Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна. Встреча глав МИД двух стран прошла в алматинском Доме дружбы, и казахстанские СМИ, которые уделили этому событию много внимания, увидели в этом символизм. Дело в том, что в 1991 году именно здесь была подписана историческая Алма-Атинская декларация, закрепившая границы суверенных государств, образовавшихся после распада Советского Союза.
Напомним, что главы внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении провели обсуждения по подготовке мирного договора между странами, договорившись продолжить переговоры по открытым вопросам.
Oxu.Az попросил прокомментировать прошедшую встречу казахстанского политолога, президента Общественного фонда AIN Citadel, заместителя председателя РОО "Контртеррористический комитет" Ассоль Мирманову.
- В Казахстане внимательно следили за переговорами глав МИД Азербайджана и Армении, было множество публикаций в прессе, репортажей на телевидении, не говоря уже о социальных сетях и Telegram-каналах. Чем вызван такой интерес?
- Безусловно, интерес был и есть. Есть моменты, которые очень важны для понимания контекста. Нам очень приятно, что наш президент Касым-Жомарт Токаев инициировал эту встречу в Алматы, которая показала наше общее стремление к миру. Глава казахстанского государства - очень опытный дипломат, а подобные инициативы идут на пользу не только его личному имиджу и авторитету, но и стране.
Есть еще важный момент, связанный с внутренними факторами. Встреча проходила в Доме дружбы, а такие Дома находятся в ведении Ассамблеи народа Казахстана, сфокусированной на том, чтобы обеспечить представительство интересов всех этнических групп в нашей стране, их внутреннюю коммуникацию, которая зависит от информационного давления, вызванного конфликтами на их исторической родине. Конфликт между Азербайджаном и Арменией был для казахстанцев трагедией.
Казахстан проводит государственную политику единого народа и единого восприятия любой конфликтной ситуации, будь то Россия и Украина или Армения и Азербайджан. Отношение к этим событиям должно формироваться вне приоритета принадлежности к той или иной этнической группе.
Поэтому переговоры в Доме дружбы - это символическая история по многим обстоятельствам. И эту идею министра иностранных дел Казахстана Мурата Нуртлеу я считаю очень дальновидной и грамотно выстроенной.
Казахи, безусловно, на стороне Азербайджана, здесь и фактор тюркского братства работает. Но ведь и международное право на стороне Азербайджана, который занимает верную позицию, и ее поддерживает Астана. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время визита в Азербайджан приезжал и в Шушу, что было очень серьезным дипломатическим шагом. Азербайджан с точки зрения военной мощи, политических решений вдохновляет наших людей.
Далее. В Казахстане активная армянская диаспора, у нас хорошие отношения с Республикой Армения (РА). Касым-Жомарт Токаев побывал недавно с визитом и в Ереване. Так что действия президента Казахстана на внешнем контуре были последовательными. И следующий этап - организация переговорной площадки в Алматы, где в 1991 году была подписана Алма-Атинская декларация - стал абсолютно логичным.
При первом президенте Нурсултане Назарбаеве были урегулированы все вопросы по границам с соседями. В Казахстане понимают, насколько это важно, и поэтому полностью поддерживают начавшийся процесс делимитации и демаркации границы между Азербайджаном и Арменией.
- Некоторые эксперты назвали переговоры в Алматы малорезультативными...
- ...я бы так не сказала. Никто же не ожидал, что все вопросы будут решены за несколько часов, такой установки изначально не было. Но была хорошая атмосфера, позитивные заявления двух сторон. На встрече обсуждался и вопрос разблокировки транспортных коммуникаций в регионе, а не только мирный договор. Это очень важно.
Самое главное, чтобы обе стороны понимали свои долгосрочные стратегические интересы.
Наир Алиев