Читайте последние новости на нашей странице в Facebook
Баку и Тегеран пошли друг другу навстречу - К ВЫБОРАМ В ИРАНЕ
Ровно через неделю, 28 июня в Иране пройдут досрочные президентские выборы, в которых примут участие шесть кандидатов, хотя подавали заявки несколько десятков человек.
Своими ожиданиями от выборов в Исламской Республике Иран (ИРИ) в беседе с Oxu.Az поделился политолог и преподаватель экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) Фархад Ибрагимов.
- В списке допущенных до участия к голосованию в качестве кандидатов всего шесть политиков, пять из которых консерваторы - спикер иранского парламента Мохаммад Багер Галибаф, мэр Тегерана Алиреза Закани, представитель Верховного лидера в Совете исламской безопасности страны Саид Джалили, бывший министр юстиции и внутренних дел Мустафа Пурмохаммади, вице-президент Ирана Амир Хосейн Газизаде Хашеми и только один реформатор - депутат Масуд Пезешкиан...
- ...вполне ожидаемо, что следующим президентом будет консерватор. Реформаторы на протяжении многих лет не проявляли себя в качестве эффективной политической силы, способной решить текущие проблемы в ИРИ. Впрочем, считается, что консерваторы, которые представлены в этой избирательной гонке имеют определенный либеральный уклон.
На мой взгляд, ни во время предвыборной гонки, ни во время президентских выборов никаких "горячих" проблем в Иране не будет, государственная система в ИРИ все еще прочна, она опоясалась несколькими ремнями безопасности. Определенные сложности могут возникнуть после ухода Али Хаменеи из жизни, когда всплывет вопрос о назначении нового рахбара - верховного лидера страны.
Но проблем в связи с президентскими выборами, как я уже сказал, быть не должно. Все вопросы здесь согласованы. К выборам не допустили даже очень известных политиков, например, экс-президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Он в свое время отработал два президентских срока и наломал столько дров, что до сих пор даже самым радикальным консерваторам становится плохо от упоминания его имени. Другой известный политик, который не прошел через сито Совета стражей Конституции ИРИ - бывший спикер парламента Али Лариджани.
- А кто является фаворитом на выборах?
- Судя по всему, основная борьба развернется между двумя представителями консервативного крыла Ирана. Это Саид Джалили и Мохаммад Багер Галибаф.
Я предположу, что следующим президентом ИРИ станет Мохаммад Багер Галибаф.
- При президенте Ибрагиме Раиси, гибель которого, собственно, и привела к досрочным выборам, отношения между Ираном и Азербайджаном были напряженными, но в начале текущего года они стали налаживаться, изменилась риторика Тегерана. Политика Ирана на развитие отношений с Азербайджаном может поменяться? Зависит ли это от того, кто победит на выборах?
- Когда Ибрагим Раиси стал президентом, то ему в наследство досталась не очень хорошая внешняя политика Ирана, в том числе и напряженные отношения с Азербайджаном. Перед Раиси стояла непростая задача, которую осложняла позиция некоторых иранских кругов, провоцировавших ухудшение ирано-азербайджанских отношений. Апогеем стал террористический акт в посольстве Азербайджана в Тегеране в январе 2023 года.
Раиси понял, что надо срочно что-то предпринимать. В окружении покойного президента ИРИ было много людей, которые понимали важность сотрудничества с Азербайджаном в экономической сфере. Санкции в отношении Ирана действуют, усложняют жизнь простых иранцев. Ибрагим Раиси хотел остаться в истории как человек, который смог улучшить благосостояние населения. Хорошие отношения с Азербайджаном позволяют добиться этой цели. Поэтому и началась перезагрузка отношений, здесь и азербайджанская дипломатия показала себя с самой лучшей стороны.
Последняя встреча Ибрагима Раиси с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым стала историческим событием. А через несколько часов президент Ирана погиб при крушении вертолета.
Теперь о возможности изменения подходов Тегерана к Баку после выборов. Сразу отмечу, что последнее слово всегда за верховным лидером страны Али Хаменеи. Но и от президента (второго человека в стране) будет многое зависеть, ведь он может повлиять на решения Хаменеи. Поэтому и Азербайджану, и другим странам региона нужно быть готовыми к тому, чтобы в каком-то смысле по-новому выстраивать отношения с Ираном, ведь новый президент - это новая команда.
С победителем президентской гонки, будь то Галибаф или Джалили, придется договариваться. И при этом ясно, что у следующего президента не будет никакой заинтересованности в ухудшении отношений с Азербайджаном, Турцией, Россией или с кем-либо еще.
Кстати, тон, который задал покойный Ибрагим Раиси во взаимоотношениях с Баку, сохраняется. И об этом свидетельствуют недавние тактические военные учения, которые прошли одновременно на территории двух стран.
- Кстати, об учениях. Еще недавно такое трудно было себе представить. Но сейчас Армения разворачивается на Запад, многие влиятельные эксперты говорят, что это всерьез беспокоит Иран. Сработал этот фактор?
- Не без этого. Но еще и возобладала старая школа иранской дипломатии на фоне стремления Азербайджана со своей стороны нормализовать отношения с Ираном. Азербайджан, как и всегда, повел себя тактически и стратегически мудро. В итоге получилось так, что Баку и Тегеран пошли друг другу навстречу.
В Иране прекрасно понимают, что реалии, сформировавшиеся в регионе в последние несколько лет, диктуют новые правила, с которыми невозможно не считаться. В Тегеране есть и понимание бесперспективности плохих отношений с Азербайджаном.
Наир Алиев