Карабахской войне 2020 года уделено немало внимания. Комментарии и анализ породили ряд мнений о том, что означала эта шестинедельная война для будущего боевых действий. Что было почти полностью исключено из этих дискуссий, так это то, насколько суровым оказывается ведение войны в городских условиях.
Об этом говорится в аналитической статье, опубликованной на официальном сайте Института современной войны (Modern War Institute).
Хотя ситуацию в регионе называли замороженным конфликтом, ряд cерьезных боестолкновений за период включая с 1988 по 1994 год, а также в 2014 году произошли между армянскими и азербайджанскими вооруженными силами.
В сентябре 2020 года, когда Азербайджан перешел к крупномасштабным военным действиям, внимание всей мировой общественности оказалось прикованным к Карабаху. Большая часть репортажей и аналитических материалов о войне была сфокусирована на технологическом превосходстве Вооруженных сил Азербайджана. Некоторые комментаторы утверждали, что передовые технологии и тактика, используемые Азербайджаном для уничтожения сил противника, такие как турецкий беспилотный летательный аппарат Bayraktar TB2 (MALE) или израильский барражирующий дрон Harop, демонстрируют изменение характера войны, показывают, что актуальность бронетехники и статических вооруженных сил, возможно, подошла к концу, или, по крайней мере, должны быть внесены коррективы в войны будущего.
Несмотря на всю масштабность освещения боевых действий, уроки войны в Карабахе показывают, что боевые действия в городской черте остаются ключевой частью современных ведения войны. Самое важное сражение Карабахской войны произошло в городе Шуша. После возвращения его под контроль Азербайджана Армения сдалась и заключила невыгодное для себя соглашение, уступив огромное количество ранее удерживаемых ею территорий.
Город на холме
Большой шушинский регион, состоящий из города Шуша и десяти окрестных деревень, расположен в самом сердце Карабаха.
Шуша, которую часто называют "колыбелью азербайджанской культуры", является очагом азербайджанской интеллигенции, поэтов и писателей, здесь расположены важные культурные объекты, такие как мечети и мавзолеи.
В 1992 году, Шуша была насильственно захвачена Арменией. В то время в этом районе проживало более 23 000 азербайджанцев и около 600 армян. Во время и после боев большая часть города была разрушена, основная масса азербайджанского населения убита, а оставшаяся - изгнана. Сообщалось, что к началу войны 2020 года население города составляло около 5 000 человек, причем на этот раз все - этнические армяне.
Шуша расположена выше других городов региона. Этот фактор и гористая местность дают ей стратегическое преимущество, с помощью которого можно держать под контролем весь регион. Город также представляет собой грозную природную крепость. Крутые скалы обрываются на окраинах города с трех сторон, а единственная дорога проходит с севера на юг вдоль западной его части. Самый крупный населенный пункт в Карабахе - Ханкенди - находится в 15 км к северу на этом извилистом пути, но расстояние между ними по прямой составляет всего несколько километров, к тому же Шуша находится выше Ханкенди на несколько сотен метров.
Расположение города обеспечивает идеальную защитную буферную зону для Ханкенди - не только крупнейшего города в регионе, но и столицы самопровозглашенной "нагорно-карабахской республики" и важнейшего оборонительного узла вдоль Лачинского коридора - горного перевала и дороги, соединяющей Армению с Карабахом. Учитывая его неоспоримое культурное значение и ключевое географическое преимущество как для Азербайджана, так и для Армении, контроль над Шушей был основной целью обеих сторон во время конфликта 2020 года.
Взятие города в 2020 году
В сентябре 2020 года азербайджанские и армянские силы использовали танки и наносили авиаудары вдоль линии соприкосновения. Первые боевые действия наглядно продемонстрировали военное превосходство Азербайджана, особенно на открытой местности, при использовании современных беспилотных авиа-систем и артиллерии большой дальности.
В октябре 2020 года, получив контроль над большей частью ранее контролируемой Арменией территории к югу от Карабаха, Азербайджан пересек линию соприкосновения и начал продвижение сухопутных войск дальше на запад. К середине октября азербайджанские силы захватили контролируемый армянами город Гадрут, двигаясь в сторону Лачинского коридора.
К 22 октября азербайджанское наступление на Лачын остановилось в пределах девяти километров от города и так жизненно важного для обеих сторон коридора. Утрата его лишала Армению возможности поддерживать своих в Карабахе. В ответ и, скорее всего, чтобы отвлечь давление от Лачинского коридора, армянские силы начали контратаку силами пехоты в лесистых горных районах, устраивая засады на основных маршрутах снабжения.
Тогда в последние дни октября - примерно между 28 и 30 числами - азербайджанские силы задействовали силы специального назначения с целью взятия города Шуша. По некоторым данным, 400 азербайджанских спецназовцев скрытно прошли через леса и овраги, избегая хорошо охраняемый Лачинский коридор и окрестные деревни. Они разделились на группы по 100 человек, чтобы приблизиться к Шуше с различных направлений.
Не имея никакой огневой поддержки, спецназовцы вскарабкались по крутым скалам, охранять которые армянам и в голову не приходило. Армянское командование предполагало, что азербайджанские силы будут атаковать по главной дороге. Под прикрытием темноты, используя неведение противника, азербайджанский спецназ продолжил наступление на Лачын, сделав решительный бросок для прорыва обороны Шуши через, казалось бы, непроходимые леса и гористую местность.
30 октября сообщалось о военных столкновениях всего в пяти километрах к востоку от города. С начала сентября он уже подвергался периодическим артиллерийским обстрелам, в результате чего большинство жителей бежало в соседний Ханкенди. На этом этапе сражения обороняющиеся армянские силы все еще имели тактическое преимущество, поскольку они контролировали окружающие Шушу горы.
Поздно вечером 4 ноября поступило сообщение о том, что азербайджанская легкая пехота ведет бой за дорогу, ведущую к селу Дашалты у подножия южных скал города. К этому дню азербайджанские силы сумели захватить горный хребет к югу от него, а также ключевые участки Лачинского коридора, соединяющего Шушу с городом Лачын. Азербайджанские силы усиленно обстреливали из минометов армянские оборонительные позиции, окружающие город.
Поздно вечером 5 ноября часть азербайджанских сил специального назначения вышла на главную дорогу и сумела заблокировать армянское подкрепление, пытавшееся помочь защитникам города. Это, в сочетании с разрушением ключевого моста через реку Хакари, означало, что армянам в Шуше помощи ждать неоткуда. Город был фактически окружен как минимум с трех основных направлений. Власти Армении, признав потерю контроля над районом, закрыли Лачинский коридор для движения гражданского населения, в результате чего 80 репортеров оказались в ловушке внутри зоны боевых действий.
6 ноября войсковые части Азербайджана вышли на окраину города. Рано утром появились сообщения о том, что Аргишти Кярамян, бывший глава Службы национальной безопасности Армении, назначенный военным командующим, ответственным за организацию обороны города, покинул его. Вскоре после появления сообщений об отъезде Кярамяна азербайджанские войска вошли в Шушу. Оказавшись внутри, они установили дополнительные блок-посты и засады вокруг города, чтобы предотвратить усиление или пополнение запасов обороняющихся армян. Азербайджанские части захватили также Дашалты, деревню к югу от города, обеспечив прямой доступ к главной дороге, ведущей в Шушу.
Когда азербайджанские войска начали входить в город, им пришлось врукопашную схватиться с армянскими военнослужащими, оборонявшими город. Согласно сообщениям, армянские силы в городе насчитывали более двух тысяч военнослужащих, а также бронетехнику и тяжелую артиллерию. Азербайджанская пехота с помощью реактивных гранатометов и мобильных противотанковых управляемых ракет уничтожила несколько танков и боевых машин пехоты. Был также открыт огонь на поражение по используемым армянами белорусским реактивным системам залпового огня "Полонез" и артиллерийским орудиям, которые были перемещены к окраинам города.
7 ноября данный район застлал сильный туман. Это значительно ограничивало использование азербайджанскими силами артиллерии и средств воздушного наблюдения, которые обеспечивали им неоспоримое преимущество на протяжении всей войны. Суровые погодные условия не позволили использовать беспилотные летательные аппараты TB2 Bayraktar, что позволило армянам максимально задействовать свою бронетехнику - танки Т-72 и боевые машины пехоты БМП-2 - для контратак внутри города.
Несмотря на контратаку армян, азербайджанские войска сумели выстоять. Они сформировали оборонительную линию в шушинских лесах и после отражения трех армянских атак сами перешли в наступление, захватив здание Исполнительной власти города и начали вытеснять армянские силы, пошагово очищая здания и районы. Битва за Шушу в конечном итоге свелась к рукопашным схваткам за каждое здание.
Утром 8 ноября министерство обороны сепаратистов сообщило, что всю ночь на линии фронта, окружающей Шушу, велись интенсивные бои.
9 ноября Президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил о полной победе и контроле над Шушей, что изначально было опровергнуто Арменией. Но 10 ноября премьер-министр Армении Никол Пашинян подписал невыгодное для Армении мирное соглашение, которое включало сдачу всех районов Карабаха, которые были освобождены Азербайджаном во время последних боевых действий, включая Шушу.
Уроки городской войны
Уроки войны 2020 года в Нагорном Карабахе еще предстоит извлечь в полной мере. Для написания настоящей статьи пришлось перевести несколько зарубежных отчетов и новостей, проверить объявления и видео в социальных сетях, а также собрать достоверную информацию из отрывочных, иногда противоречивых отчетов с передовых позиций. Военные аналитики, специалисты по международным отношениям и другие исследовательские группы подчеркивают уникальные аспекты ведения этой войны - от доминирования модернизированных азербайджанских вооруженных сил, оснащенных новейшими типами беспилотных летательных аппаратов и платформ огневой поддержки, до геополитической тактики ведения войны, через посредников со стороны России, Турции и Ирана, а также использование социальных сетей для воздействия на различные группы населения в современных кампаниях в ходе информационной войны.
Из шушинской военной операции можно извлечь следующие уроки
Города были и остаются оперативными и стратегическими целями во время войны. Взятие города Шуша стало крупной стратегической победой Азербайджана и, в конечном итоге, решило исход войны. После падения города Армения была вынуждена сдаться из-за опасений, что азербайджанские силы смогут атаковать и, возможно, захватить Ханкенди, расположенный в несколько километров от города Шуша. Города являются центрами политической и экономической власти, ибо зарождаются, растут и расширяются вдоль торговых путей и ключевых коридоров, а также вдоль береговых линий, где через порты проходят международные морские пути. Короче говоря, они предполагают контроль над жизненно важными для страны линиями коммуникаций. По мере роста числа, размеров и загруженности городов некоторые военные специалисты предлагают просто избегать их во время ведения военных действий. Однако уроки военной операции по освобождению города Шуша полностью опровергли эту точку зрения. Они неизбежны, а вооруженные силы должны быть готовы действовать в них, чтобы быть эффективными в любой войне.
Для захвата и удержания основных территорий города необходим весь спектр имеющихся в наличии военных средств. Превосходство в воздухе, артиллерия, дальние высокоточные удары и беспилотные авиационные системы - все это обеспечивает возможность ведения боевых действий. Войну в Карабахе выиграли не только новейшие беспилотные летательные аппараты. Городская война - это не только задействование пехоты. Решающая фаза войны и физический захват Шуши требовали участия всех общевойсковых вооружений, которые были применены спецназом - огонь из имеющегося в наличии оружия, использование бронетехники, инженерных войск и пехоты на всех этапах атаки. Это было особенно заметно во время использования мобильной огневой мощи и пехотных подразделений для расчистки городской местности во время уличных боев. Проще говоря, для этого потребовались наземные силы, необходимые для захвата и удержания местности.
Военные должны быть готовы как к наступлению, так и к оборонительным операциям в городской черте. Сражения за Шушу как в 1992, так и в 2020 году показали, что военные должны быть способны к наступательным операциям для захвата стратегических точек - особенно в городах - в ходе военных операций. Также ясно, после захвата территории необходимо правильно выстроить оборону для ее удержания.
Если бы в 2020 году азербайджанские силы, освободивши Шушу, не смогли бы организовать оборону от ожесточенных армянских контратак, их успехи были бы сведены к нулю. Оборона также может дать возможность выиграть время для ожидания возможной помощи.
Джон Спенсер - заведующий кафедрой исследований войны в городских условиях Института современной войны, содиректор проекта MWI Urban Warfare и ведущий подкаста Urban Warfare Project. Ранее работал научным сотрудником в Группе стратегических исследований армии. Служил в пехоте 25 лет, включая две военные командировки в Ирак.
Харшана Гурху - кандидат на получение степени бакалавра наук в области международных отношений в Школе дипломатии и международных отношений Университета Сетон Холл. Харшана был стажером-исследователем в Институте современной войны и в настоящее время проводит исследование, которое оценивает, как уровень доверия к системам ИИ влияет на тактическую готовность на поле боя.