Читайте последние новости на нашей странице в Facebook
Эраст Галумов: Франция попадает в число стран с ущербной внешней политикой - ИНТЕРВЬЮ
Эксперты продолжают анализировать возможность силового варианта развития событий в Нигере, где несколько недель назад к власти пришел Национальный совет по защите отечества во главе с генералом Абдурахманом Тчиани. Издание Foreign Policy отмечает, что Экономическое сообщество стран Западной Африки (ECOWAS) не сможет провести интервенцию без поддержки Франции или Соединенных Штатов, а это только усугубит недовольство нигерцев и подорвет доверие к ECOWAS.
Между тем французский президент Эммануэль Макрон уже заявил, что Франция готова поддержать военные действия ECOWAS в Нигере. А после решения внешнеполитического ведомства Нигера лишить агремана (предварительное согласие одного государства на назначение определенного лица в качестве главы дипломатического представительства другого государства - ред.) французского посла, который должен был покинуть страну в течение 48 часов, сначала МИД Франции, а затем и президент Макрон заявили, что мятежники не имеют права требовать от французского посла уехать из Нигера. После этого действующие власти страны отключили электричество и воду в здании посольства Франции. Кроме того, Национальный совет по защите отечества попросил партнеров французских баз в Нигере приостановить и туда все поставки воды, электричества и продуктов питания.
Ситуацию вокруг Нигера для Oxu.Az прокомментировал директор Института стран Азии и Африки Ульяновского государственного университета, доктор политических наук, профессор Эраст Галумов.
- Будет ли большая война в Африке, интервенция в Нигер?
- Ситуация в Нигере находится в состоянии нестабильности и пока полного отсутствия позитивных трендов на урегулирование. На сегодняшний день все попытки сторон прийти даже к частичному компромиссу не дали никаких результатов.
Стороны конфликта, а это - с одной стороны военная хунта, захватившая реальную власть в стране, а с другой - мировое сообщество в лице профранцузской и проевропейской ECOWAS, выставили друг к другу взаимоисключающие требования, заранее понимая, что они не будут приняты, а тем более выполнены. Я бы назвал нынешнюю ситуацию выжидательной, когда каждая из сторон ждет от другой каких-либо агрессивных действий, а попросту провокаций, для того, чтобы затем самой вступить в вооруженный конфликт.
Поэтому после серии безрезультативных контактов, переговоров и встреч все перешло в русло взаимных упреков и угроз. Я склоняюсь к тому, что мы, возможно, находимся перед началом вялотекущего вооруженного конфликта, который, возможно, и не станет полномасштабной войной (в этой ситуации никто не хочет тратить свои и без того скудные ресурсы), а превратится в еще одну точку затяжной напряженности на долгие годы. А вот кому это выгодно?
- Почему Франция не уходит? В стране остается ее воинский контингент численностью до 1 500 человек, и даже посол отказывается покидать страну.
- Франция как государство, которое многие годы диктовало свои правила игры в Африке, постепенно теряет свои позиции - это исторический и геополитический факт. Это происходит по многим причинам - экономическим, политическим. Но есть еще одна - это триумфальное освоение Черного континента Китаем. Нельзя сказать, что конфликт в Нигере имеет китайские корни, но выдавливание из страны геополитического и экономического конкурента в лице Франции, конечно же, играет на руку КНР. Вот и ответ на вопрос, почему Франция не уходит из страны и делает серьезные попытки для того, чтобы удержаться, оставаясь наряду с Китаем главным распорядителем ресурсов этой бедной аграрной страны, у которой при этом есть большие запасы урана и стратегическое расположение.
- Может ли ECOWAS без помощи Франции или США совершить успешную интервенцию, учитывая, что Мали и Буркина-Фасо готовы выступить на стороне Нигера, а Алжир закрыл небо для пролетов французских самолетов?
- Для того, чтобы ответить на это вопрос, нужно разобраться, что же такое ECOWAS. Это организация, в которую входит 15 западноафриканских стран, четыре из которых практически вышли из ее состава ввиду случившихся там военных переворотов. Поэтому вмешательство профранцузской ECOWAS в конфликт с "военной хунтой" Нигера может спровоцировать участие в боевых действиях таких стран, как Мали и Буркина-Фасо, пользующихся услугами частной военной компании (ЧВК) "Вагнер", что окончательно подорвет позицию Франции в этой части континента. Причем известно, что перед своей гибелью руководитель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин посещал Мали для встречи с руководством. О чем они там говорили, о чем договаривались? Это мы уже вряд ли узнаем.
Поэтому, на мой взгляд, есть еще один немаловажный фактор, который может оказать влияние на развитие ситуации - гибель Пригожина и его соратников и, как результат, переформатирование политического и военного присутствия РФ на африканском континенте. Пока еще никто не рассматривал причины авиакатастрофы в Тверской области (Россия) именно в этом контексте, но время покажет истинную причину происшедшего.
Можно сказать, что после гибели руководства "Вагнера", вмешательство ЧВК в Нигере стало менее вероятным, хотя начальный сценарий событий, когда мятежники выходили на улицы с российскими флагами, у многих наблюдателей вызывали смутные сомнения в ангажированности конфликта со стороны Москвы.
- И отдельно о Франции. То, что происходит, похоже на агонию неоколониальной Франции, да и вообще Франции как супердержавы. Ослабление Парижа видно во многих точках мира, не только в Африке, политика Эммануэля Макрона вызывает все большее неприятие. На Южном Кавказе Париж окончательно сделал ставку на Армению и потерял возможность быть медиатором в армяно-азербайджанском переговорном процессе...
- На мой взгляд, Франция вновь попадает в число стран с ущербной и тупиковой внешней политикой. Маятниковая, турбулентная реакция Макрона на мировые события, возможно, забивает последний и решающий гвоздь в былое величие этой страны, выбрасывая ее на задворки маргинальных стран. То, что происходит сейчас с этой страной, действительно похоже на агонию Франции как супердержавы. И это касается не только влияния в Африке. На Южном Кавказе Париж занял одностороннюю позицию в пользу Армении, что в определенной степени идет во вред как раз Еревану. Так что вы правы, Франция действительно окончательно потеряла возможность быть медиатором в армяно-азербайджанском переговорном процессе.
Наир Алиев