Одним из самых заметных событий в политической жизни Европы в последнюю неделю стали выборы в Европейский парламент (ЕП). У значительной части экспертов были ожидания некоего триумфа правых партий. Но случился ли этот триумф?
Итоги выборов в ЕП в беседе с Oxu.Az подводит немецкий журналист, доктор политических наук Грегор Шпицен:
- Если говорить про Германию, то партия "Альтернатива для Германии" (AfD), которую в мейнстримных СМИ представляют, как крайне правую, улучшила свой результат на 5% голосов. Это очень много, учитывая, что правящая коалиция (Социал-демократическая партия Германии, "Зеленые" и Свободные демократы - ред.) по совокупности потеряла 11%. И это на фоне крайне успешного выступления правоконсервативного блока ХДС/ХСС (а это фактически одна партия). В целом же в Германии надо говорить не о триумфе правых, а о провале системных левых и левацких партий.
В Германии на политической арене появилась новая сила - "Союз Сары Вагенкнехт", которая отпочковалась от Левой партии. Эта политическая организация набрала 6,2% голосов, и во многом они были отобраны у AfD. Поэтому многие эксперты, в числе которых и я, считают, что "Союз Сары Вагенкнехт" - это политическая технология, направленная на дробление патриотически настроенного протестного электората.
Что касается ощутимого сдвига вправо, то если мы взглянем на карту Германии, то увидим, что практически вся Восточная Германия, восточные земли - проголосовали за "Альтернативу для Германии".
Во Франции ситуации несколько иная. Ультраправые там показали результат больше 30%. Станет ли это триумфом пока сказать сложно. Французский президент Эммануэль Макрон уже объявил о роспуске Национальной ассамблеи и досрочных парламентских выборах. Он поступил весьма хитрым образом, назначив дату голосования на 30 июня. А в это время основная часть избирателей, среди которых значительная часть придерживается правых взглядов, скорее всего поедет в отпуска и не сумеет проголосовать.
"Триумф" так называемых правых особо ничего не изменит на политической карте Европы. Несмотря на их высокие результаты, большая часть избирателей голосует не за правых радикалов, а за правых консерваторов. Поэтому и политическая повестка Европарламента и национальных парламентов не сильно поменяется, хотя голос правых будет громче. Но победы они не добились.
- Европарламент остался проевропейским, а не пронациональным, на что рассчитывали правые...
- Такого и не могло быть. Слишком разнородные политические силы представлены в Европарламенте. Блокирование условно правых с условно правыми и условно левых с условно левыми и т.д. крайне маловероятно. Да и вообще, никаких серьезных вопросов ЕП не решает. Они либо оставлены на откуп национальных парламентов, либо на откуп Еврокомиссии, которую возглавляет Урсула фон дер Ляйен.
- И все-таки в новом составе Европарламента увеличилось число правых и консерваторов. А они отличаются от "зелено-либерально-левых" сил большей рациональностью, не проявляют особого желания вмешиваться во внутренние дела других стран. Стоит ли ожидать, что в нынешнем созыве ЕП меньше будет антиазербайджанской риторики и каких-то бессмысленных резолюций?
- Несмотря на катастрофический результат для тех же "зеленых", основные европейские медиа исповедуют "прозеленую" политическую повестку (и это не про экологию - ред.). И каким бы ни был состав Европарламента, трибуну будут давать именно тем силам, позиции которых близки редакционной политике СМИ, о которых я упомянул. Поэтому антиазербайджанские голоса, представленные и усиленные через рупор европейской политической пропаганды, звучать будут.
Другое дело, что за антиазербайджанскую резолюцию в Европарламенте могут проголосовать не 35%, а 25% депутатов. 10% - это серьезный прирост в сторону здравомыслящих европарламентариев. Но в целом курс ЕП не изменится.
Наир Алиев