Два года назад, в середине июля 2020-го, была совершена крупная военная провокация Армении на границе с Азербайджаном. Бои тех дней стали не только очередным свидетельством агрессии Армении против Азербайджана, но и знаком приближающейся войны. Войны, которая могла иметь лишь один исход - освобождение оккупированных территорий Азербайджана, пишет газета "Каспий".
Начиная с 12 июля в течение нескольких последующих дней вооруженные силы Армении посредством артиллерийских ударов предпринимали попытки наступления в направлении Товузского района Азербайджана.
В результате принятых адекватных мер противнику был нанесен ответный удар, он был отброшен и отступил с потерями. В частности, в ходе боев подразделения азербайджанской армии точным огнем уничтожили опорный пункт, артиллерийские установки, автомобильную технику и живую силу на территории воинской части противника. Вследствие армянской провокации героически погибли несколько военнослужащих азербайджанской армии, в том числе генерал Полад Гашимов и полковник Ильгар Мирзоев. Главным итогом июльских боев стало то, что Вооруженные силы Азербайджана, нанеся сокрушительные удары по вражеским позициям, защитили государственную границу страны.
Провал армянской провокации
Своей июльской провокацией Армения преследовала ряд целей. Первая из них сводилась к захвату стратегических позиций азербайджанской армии на товузском участке границы, а также приграничных населенных пунктов Азербайджана. Другая заключалась в том, чтобы посредством завладения стратегическими позициями на данной территории взять под свой контроль проходящие поблизости трубопроводы, играющие важную роль в развитии всего региона.
Военная провокация Армении была направлена и на вовлечение в конфликт Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Расчет входящей в ОДКБ Армении строился на том, чтобы выставить Азербайджан виновником эскалации и обеспечить поддержку очередного акта армянской агрессии со стороны России и других государств-членов организации. Но главная цель Армении заключалась в стремлении закрепить статус-кво, сложившийся в результате оккупации в начале 1990-х годов пятой части международно признанной территории Азербайджана. Однако исход июльских боестолкновений, ставших самыми крупными с "апрельской войны" 2016 года, обозначил крах армянских расчетов. Отражение очередного акта военной агрессии Армении продемонстрировало мощь тзербайджанской армии, готовой к выполнению любых боевых задач.
Единство народа, армии и государства
Июльские события продемонстрировали всему миру, что Азербайджан никогда не смирится с длившейся на тот момент уже почти три десятилетия оккупацией его территорий. Пресечение очередной армянской провокации вызвало подъем патриотического духа азербайджанского народа. Это показали как массовые шествия в Баку, так и акции, организованные азербайджанской диаспорой во многих мировых столицах, некоторые из которых превратились в арену столкновений между азербайджанцами и представителями агрессивного армянства. Единство азербайджанского народа, армии и государства сыграло ключевую роль в начавшейся спустя два с половиной месяца после июльских боев 44-дневной войны.
В июле 2020 года стало ясно, что терпение азербайджанского народа на исходе и он не будет ждать еще 30 лет прекращения армянской оккупации Карабаха. А мировое сообщество, прежде всего ведущие державы в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США, Россия и Франция, получили из Баку четкий месседж о том, что Азербайджан не допустит симуляции переговоров. Армения была поставлена перед выбором: либо она согласится конструктивно обсуждать вопрос деоккупации территорий Азербайджана, либо переговоров не будет вовсе. На свою беду, она не согласилась на первое.
Когда нет иного пути
Не желая мириться с неизбежным рассмотрением вопроса о деоккупации Карабаха в ходе предметных переговоров, государство-агрессор сделало ставку на осуществление принявших фактически безостановочный характер провокаций и диверсий. Даже после июльских боев, обернувшихся крахом военной провокации Армении, она продолжала наращивать напряженность на границе с Азербайджаном. Армения не только не выражала желания, а тем более готовности прекратить оккупацию азербайджанских территорий, но и всячески демонстрировала свое намерение закрепить последствия оккупации.
Однако вопреки расчетам Еревана статус-кво не имел никаких шансов на продолжение. Ему должен был быть положен конец. Причем если не по доброй воле, то принудительно. Провал переговорного процесса не оставил Азербайджану иного пути, кроме силового освобождения Карабаха и восстановления своей территориальной целостности.
Предпринятая 27 сентября армянскими агрессорами очередная попытка наступления на военные объекты и населенные пункты Азербайджана имела для Армении самые печальные последствия. Контрнаступательная операция наших Вооруженных сил ознаменовалась сокрушительным поражением Армении. Разгромленная за 44 дня армянская армия была изгнана с территории Азербайджанской Республики.