Читайте последние новости на нашей странице в Instagram
Многовекторность в действии: Азербайджан не совершает геополитический разворот
Казанский саммит БРИКС оказался знаковым событием по целому ряду факторов, одним из которых, несомненно, является подтверждение амбиций Азербайджана не только на членство в этом формирующемся крупном межгосударственном формате, но и на закрепление в качестве региональной державы, связующего моста между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Ключевым в выступлении Президента Азербайджана Ильхама Алиева, который принял участие в состоявшемся в рамках саммита заседании в формате "Аутрич/БРИКС+" явилась выраженная им приверженность страны принципу многосторонности в международных отношениях.
Собственно, свидетельством приверженности данному принципу является сама деятельность Азербайджана на международной арене. Азербайджан утвердил себя именно в качестве государства, продвигающего в мировых и региональных делах платформу многостороннего сотрудничества на основе равноправия и взаимной поддержки.
Это проявилось, в частности, и в роли Азербайджана в деятельности Движения неприсоединения (ДН). Став полноправным членом этой второй крупнейшей в мире после ООН международной организации в 2011 году, он председательствовал в ДН в 2020-2023 годах. Завоевав в рядах Движения большой авторитет и доверие, зарекомендовав себя ответственным и предсказуемым партнером, Азербайджан добился повышения роли организации на международной арене. Как напомнил Ильхам Алиев в своем выступлении на Казанском саммите БРИКС, за четыре года председательства Азербайджана "Движение неприсоединения сделало большой шаг в своем институциональном развитии, значительно укрепило свое место в системе международных отношений".
Принципы азербайджанского председательства в ДН, сформулированные в тот период Ильхамом Алиевым, явились, по сути, выражением принципов внешней политики самого Баку: "Все мы хотим жить своей, независимой жизнью. Никто из нас не хочет, чтобы кто-то требовал от нас каких-то действий, вмешивался в наши дела, диктовал нам. Для этого мы должны быть сильными. Мы можем быть сильными, только если мы вместе. Нам нужно наращивать общие усилия по соблюдению норм и принципов международного права. В этом плане очень важны реформы в деятельности ООН".
Выступая за реформирование глобальной структуры, Азербайджан требует расширения состава Совета безопасности ООН, который, как констатировал Ильхам Алиев, "напоминает о прошлом и не отражает современную реальность". Причем Баку предлагает расширить Совбез, в частности, и посредством предоставления одного постоянного места в СБ ООН Движению неприсоединения.
Приоритетный элемент политики Азербайджана, ратующего за то, чтобы все страны жили "своей, независимой жизнью", без вмешательства и диктата извне, заключается в настоящий момент в вовлечении в усилия Глобального Юга, направленные на формирование нового, справедливого миропорядка. Азербайджан - однозначно та страна, которая способна внести весомый вклад в утверждение мира, атмосферы доверия и взаимопонимания на международной арене, в диалог глобальных Юга и Севера.
В данном контексте примечательно озвученное Ильхамом Алиевым на Казанском саммите БРИКС заявление о том, что "мы уже вносим вклад в сотрудничество между Глобальным Югом и Глобальным Севером по климату и будем стремиться к достижению взаимопонимания как по вопросам, связанным с изменением климата, так и вопросам глобальной безопасности, верховенства международного права, невмешательства в дела друг друга, взаимного уважения". Ильхам Алиев расценил единогласный выбор Азербайджана со стороны 200 стран в качестве места проведения климатической конференции COP29 как "яркое свидетельство уважения и поддержки нашей политики".
Примечательно, что участники саммита БРИКС в принятой ими Казанской декларации выразили приверженность успешному проведению COP29 в Азербайджане, сделав акцент на необходимости климатического финансирования для развивающихся стран. То есть на том, что является частью азербайджанской инициативы, предусматривающей, в частности, поддержку малых островных развивающихся государств, которые в наибольшей степени страдают от климатических изменений.
Активизация политики Азербайджана в направлении Глобального Юга проявляется и в таких качествах, как действующий председатель Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и партнер по диалогу Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Кстати говоря, Азербайджан впервые выразил намерение стать членом БРИКС еще в начале июля нынешнего года, именно во время состоявшегося в Астане саммита ШОС. В рамках этого мероприятия была подписана Совместная декларация об установлении стратегического партнерства между Азербайджаном и Китаем, в одном из пунктов которой приветствуется как стремление Азербайджана укреплять сотрудничество в ШОС, так и его желание вступить в БРИКС. Спустя полтора месяца, 20 августа, Азербайджан подал официальную заявку на вступление в БРИКС.
Безусловно, движение Азербайджана в сторону БРИКС базируется на взаимной заинтересованности. С принятием в обозримой перспективе в свои ряды Азербайджана как лидирующего государства на Южном Кавказе, одного из ключевых транспортных и логистических центров Евразии, по территории которого транспортные коридоры Восток - Запад и Север - Юг, БРИКС получает возможность укрепить свои политические и экономические позиции в одном из стратегически значимых регионах Евразии. Для Азербайджана БРИКС также привлекателен с точки зрения расширения свих политических и экономических позиций в прилегающих регионах и Евразии в целом, при этом принципиально важное значение имеет соответствие намерения вступить в это межгосударственное объединение упомянутой Ильхамом Алиевым в Казани приверженности принципу многосторонности в международных отношениях.
Уместно в связи с этим привести высказывания помощника Президента Азербайджана Хикмета Гаджиева из данного им интервью китайскому информагентству Xinhua. Подчеркнув, что "страны БРИКС, будучи приверженными международному праву, принципам территориальной целостности, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга, поддерживая взаимовыгодные отношения между государствами и препятствуя монополизации политической повестки только одной группой стран, способствуют улучшению глобального управления и развитию международного порядка в более справедливом направлении", Гаджиев охарактеризовал желание присоединиться к этому формату как "логическое продолжение активной независимой внешней политики" Азербайджана. "Благодаря своему стратегическому положению, сильной государственности, экономическому потенциалу и твердой приверженности международному праву, Азербайджан готов внести свой вклад в многовекторный мир в тесном сотрудничестве с другими странами-единомышленницами", - заявил он.
Таким образом, активизация усилий Азербайджана в направлении БРИКС и ряда перспективных евразийских организаций не является геополитическим разворотом, а преследует цель реализации своих национальных интересов. Исходя из этих интересов, Азербайджан уже много лет успешно реализует сбалансированную, многовекторную внешнеполитическую стратегию. Она, по сути, остается неизменной и сейчас, ибо сохраняет в себе ключевые приоритеты - защиту своих национальных интересов, суверенитета и безопасности, а также борьбу за справедливый миропорядок. Такой, который отвечал бы интересам всех стран и народов, а не только узкой группы государств и силовых центров, пытающихся удержать мир в тисках своего диктата.
Натиг Назимоглу