Визит и.о. премьера Армении в Москву завершился полным провалом. Во всяком случае, по главному вопросу, который собирался решить Никол Пашинян на переговорах с президентом России Владимиром Путиным - цене на газ для Армении.
Как передает Oxu.Az, о том, что эта проблема повисла в воздухе, сообщил сам глава армянского правительства на своей странице в Facebook: «По газу решения нет. Обсуждения продолжатся в рабочем порядке».
При этом он назвал данную тему чувствительной и выразил надежду, что никакого нежелательного развития не будет. Между тем, 27 декабря, в день поездки Н.Пашиняна в Москву, и.о. министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Гарегин Баграмян заявил, что новой цены на российский газ осталось ждать несколько дней.
Цель армянской стороны - даже не снизить стоимость газа для Армении, а хотя бы оставить цену прежней и избежать повышения. Напомним, что Армения получает от России газ на границе по 150 долларов за тысячу кубометров. Дешевле получает только Беларусь, но здесь нет расходов на транзит через третью страну.
Скорее всего, единственным пунктом, по которому В.Путин и Н.Пашинян договорились, стало кресло генсека ОДКБ, хотя и здесь уверенности нет. Тем не менее, по словам самого Н.Пашиняна, «по ситуации внутри ОДКБ имели короткое обсуждение».
«Наша позиция сводится к тому, что здесь нам нужны институциональные решения. В устав ОДКБ нужно внести такие поправки, чтобы в дальнейшем таких дискуссий не было», - цитирует слова Н.Пашиняна Sputnik Армения.
Никакого возражения против назначения представителя Беларуси генерала Станислава Зася со стороны и.о. армянского премьера не прозвучало. Что же все-таки происходило во время переговоров за закрытыми дверями? Армянский Telegram-канал «Баграмян 26» утверждает, что Кремль дал понять, что газ для Армении не подорожает в случае, если Н.Пашинян больше не будет создавать сложности в ОДКБ, согласится освободить второго президента Армении Роберта Кочаряна под залог, даст обещание интенсифицировать переговоры с Ильхамом Алиевым по Карабаху при посредничестве Москвы, согласится подписать документ о неприсутствии иностранных военных и специалистов в биологических лабораториях. И только после всего этого российский бизнес получит добро на инвестиции в Армению.
Кстати, заседание по делу Р.Кочаряна в Ереване пройдет уже сегодня вечером, тогда и станет ясно, удалось ли по этому пункту повлиять на Н.Пашиняна.
Oxu.Az попросил прокомментировать итоги встречи В.Путина и Н.Пашиняна российского политолога, научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева.
- Есть общее впечатление некоторой недосказанности. Это и неудивительно, учитывая, что «пересменка» власти, нетипичная для Москвы, и вызвала кризис в отношениях.
Нельзя сказать, что Армения уникальна, с Кыргызстаном у Москвы возникали подобные сбои. Но в случае с Кыргызстаном это не задевало личных отношений Владимира Путина. Возбуждение десятков уголовных дел, арест Роберта Кочаряна - сильный стресс для двусторонних отношений.
При этом видно, что есть желание его преодолеть с обеих сторон, но по-разному. Москве нужно понимание по срокам «перетасовки» и персоналиям - с кем работать на уровне аппаратов, изменится ли список «капитанов» бизнеса, которые продолжат партнерство в госпроектах.
Никол Пашинян, со своей стороны, уже не может отступить, для него разгон прежней группы - это часть политической миссии, и отход от нее может привести к репутационным рискам. Нашли ли Москва и Ереван компромисс, пока неясно, хотя движение есть. При этом, в отличие от Михаила Саакашвили, Никол Пашинян не намерен быстро переориентировать Армению с российского вектора. И.о. премьера Армении нужно сохранить все проекты в рамках ЕАЭС, сохранить позиции в ОДКБ. А потом уже будет видно.
Скорее всего, он готов к длительному забегу в политику. Видимо, есть желание сохранить не просто наработанный багаж, но оставить коммуникации на стыке бизнеса и власти для сохранения притока в Армению капиталов, в том числе и теневых. Отказаться от этого можно только в заявлениях на брифинге.
В этом смысле антикоррупционная деятельность Следственного комитета Армении в отрыве от системных реформ выглядит пока как расчистка поля для деятельности новой элиты.
- По цене на газ Москва и Ереван не договорились, об этом и сам Н.Пашинян заявил. Почему? Ереван не захотел выполнять определенные условия Москвы?
- Мы все-таки не знаем, какие были условия, для этого нужно сидеть на переговорах. Но есть правило, которого Москва придерживается не первый год - за газ платят все по цене рынка. Без скидок на «личности».
И именно от этой базы отталкиваются, начиная любые переговоры. Затем начинаются движения к компромиссу. При этом уступка Москвы оформляется не как получение каких-то политических гарантий, а как выделение кредита российским банком для оплаты счета партнера.
Так, собственно, уже не первый год осуществляется выдача кредитов Еревану на закупку российских вооружений.
- Неуступчивость Н.Пашиняна по Карабаху могла как-то повлиять на отсутствие договоренностей по газу?
- Нет уверенности, что Владимир Путин и Никол Пашинян действительно плотно обсуждали Карабах. Судите сами: зачем валить все в одну кучу, если базовые вопросы не решены?
Но Владимир Путин мог обозначить Пашиняну вопросы (вспомним сообщение Telegram-канала «Баграмян 26», о котором выше упоминалось - ред.), на которые нужны ответы. И Карабах мог быть таковым пунктом. Но это не было предметом обсуждения, потому как тема эта в значительной степени является следствием других решений.
Наир Алиев