Читайте последние новости на нашей странице в соцсети X

Польский выбор и раскол Европы
Победа на президентских выборах в Польше 42-летнего историка из Гданьска, консерватора и евроскептика Кароля Навроцкого имеет не только польское, но и общеевропейское значение. Очевидно, что Старый Свет все более погружается в бескомпромиссную борьбу между сторонниками и отвергателями традиций.
Навроцкий сменит на посту главы польского государства Анджея Дуду. Консерватора, одолевшего на президентских выборах 2025 года либерала Рафала Тшасковского. Того самого, которого, хоть и с минимальным перевесом (50.89% против 49.11% голосов избирателей), но победил ныне Навроцкий.
Тшасковский был выдвиженцем правящей "Гражданской платформы", а Навроцкий - оппозиционной национал-консервативной партии "Право и справедливость" (ПиС). Между тем, знаковым итогом президентских выборов в Польше следует считать усиление позиций ультраправых сил. Третье и четвертое места в первом туре заняли Славомир Менцен из партии "Новая надежда" и Гжегож Браун из "Конфедерации польской короны". Они набрали, соответственно, 14.8 и 6.3% голосов, то есть на двоих почти 21%. Этот факт лишь подтверждает заметное поправение политического расклада в Польше, свидетельством чего, собственно, является и сам триумф Навроцкого.
Сразу после выборов Навроцкий вновь обозначил ключевую проблему, беспокоящую правый фланг в целом. Он пообещал "объединить патриотический лагерь в Польше, лагерь людей, которые хотят нормальную Польшу без нелегальных мигрантов". Итоги второго тура во многом и стали следствием "объединения патриотов", не терпящих нарастающего потока мигрантов в Польшу. Навроцкий был поддержан многими сторонниками Менцена и Брауна, что в конечном счете и обеспечило победу кандидата от ПиС.
Из этого следует, что в Польше продолжится противостояние президента-консерватора и либерального правительства. Навроцкий выражает готовность продолжить политику уходящего со своего поста президента Дуды, который, используя право вето, блокировал многие законодательные инициативы правительства ГП во главе с Дональдом Туском. Президентское вето можно преодолеть, если за это проголосуют две трети депутатов парламента. Но у правительства Туска нет для этого достаточных голосов: нынешнее коалиционное большинство в Сейме составляет 245-248 из 460 депутатских мест. Поэтому либеральное правительство ГП и не могло реализовать такие, к примеру, шаги, как смягчение закона об абортах и разрешение на однополые браки. Сторонник традиционных ценностей Навроцкий с занятием поста президента, так же, как и Дуда, будет препятствовать этим правительственным намерениям.
Более того, с учетом обещания Навроцкого блокировать решения, принимаемые правительством и парламентским большинством, поставлена под сомнение сама жизнеспособность коалиции Туска. Ключевым основанием тому служит подтвердившееся итогами президентских выборов снижение популярности правительства, пришедшего к власти по итогам парламентских выборов 2023 года. И теперь, после победы Навроцкого на президентских выборах, поддержавшая его партия ПиС может подвести политический процесс к различным методам отстранения правительства Туска. Начиная с вотума недоверия и заканчивая роспуском парламента и проведением досрочных парламентских выборов. Лидер партии ПиС Ярослав Качиньский не зря заявил, что результаты президентских выборов - это "красная карточка" правительству, и поэтому "оно должно уйти". Но если Навроцкому и Качиньскому все же не удастся развалить правящую коалицию или добиться проведения внеочередных выборов, то Польшу ждет продолжение сосуществования противостоящих друг другу президента и правительства. И тогда подобное двоевластие по-польски может быть преодолено лишь по итогам парламентских выборов, запланированных на осень 2027 года.
В любом случае бесспорна реальность, при которой польское общество расколото надвое. В настоящий момент победу празднует правоконсервативный лагерь. Однако удастся ли политическим силам, группирующимся вокруг ПиС, закрепить эту победу над либералами?
В случае продолжения противостояния между правительством и новоизбранным президентом, оно даст о себе знать и при реализации внешнеполитического курса Польши. Страна однозначно будет и далее следовать прозападной стратегии, однако Навроцкий явно склонен придерживаться проамериканского, а не проевропейского курса. Он демонстративно выражает свое лояльное отношение к президенту США Дональду Трампу. Нынешний хозяин Белого дома, выражая свое неприятие к либеральным лидерам многих стран Европы, одновременно не скрывает и симпатии к консервативным, националистически ориентированным политикам. Можно ожидать, что в своей "польской" политике Белый дом будет делать ставку на президента Навроцкого, а не на правительство Туска, тесно связанного с элитой Евросоюза. Навроцкий, в свою очередь, намерен усилить стратегическое сотрудничество Польши с Соединенными Штатами, что обещает проявиться в увеличении численности американских войск на польской территории и закреплении роли Варшавы как ключевого союзника Вашингтона на восточном фланге НАТО.
Соответственно, не исключается определенное похолодание в отношениях между Варшавой и Брюсселем. Нельзя исключать, что Польша при Навроцком, евроскептицизм которого явно превышает аналогичное качество Дуды, может стать такой же головной болью для Брюсселя, как Венгрия и Словакия при их нынешних премьер-министрах Викторе Орбане и Роберте Фицо. Однако подобная вероятность, даже если диалог между Варшавой и Брюсселем, действительно, вступит в полосу серьезного отчуждения, все же не станет точной калькой "венгерского" или "словацкого" опыта ЕС. Все-таки Польша гораздо более прозападный элемент, нежели целый ряд других стран, входящих в ЕС и НАТО. Отсюда и стремление Польши стать ключевым бастионом Запада в регионе, не просто следовать, но и задавать тон евроатлантическим стратегическим установкам. И данный фактор сказывается, в том числе, в отношении Польши к российско-украинской войне.
Да, Навроцкий выступает против возможного членства Украины в Северо-Атлантическом Альянсе и против ее ускоренного вступления в Евросоюз, чем лишь подтверждает сущностную идентичность своей позиции подходу Трампа. Но при этом он поддерживает оказание помощи Украине, пытающейся отразить российскую агрессию, и ратует за пресечение угрозы дальнейшего военного и геополитического наступления РФ в Европе.
В целом, выборы президента Польши стали отражением раскола не только в самой стране, но и во всей Европе. Усиление ультраправого и правоконсервативного лагеря сталкивается со стремлением либеральных кругов сохранить свое политическое и идеологическое преобладание. Борьба между сторонниками и противниками традиционных ценностей превращается в ключевую характеристику социально-политического процесса на всем пространстве ЕС. И то, что совсем недавно либералам в Румынии удалось привести своего кандидата к победе на президентских выборах и, тем самым, воспрепятствовать приходу к власти националиста и евроскептика, а в Польше чествуют успех правоконсервативные силы, добившиеся избрания своего выдвиженца главой государства, свидетельствует об углублении этой общеевропейской реальности. Реальности, которая с учетом все более обостряющегося противоборства между национал-консерваторами и либералами-антитрадиционалистами в США, охватила практически всю западную цивилизацию.
Натиг Назимоглу
Новости по тегу "Президентские выборы в Польше"
- Дочь нового президента Польши затмила отца во время победной речи и стала звездой соцсетей
- Дуда назвал политическим хамством поведение Туска на интервью Polsat
- СМИ уличили кандидата в президенты Польши в содействии проституции
- Скандал на польских теледебатах: кандидат в президенты попался с запрещенным веществом
- Во втором туре президентских выборов в Польше встретятся Тшасковский и Навроцкий