Перспектива нормализации отношений между Турцией и Арменией остается одним из наиболее актуальных вопросов региональной политической повестки.
Ожидания армянской стороны были подтверждены в интервью замглавы МИД РА Вагана Костаняна турецкому информагентству Anadolu. Он выразил удовлетворенность Армении "положительной динамикой" в процессе урегулирования ее отношений с Турцией, хотя и "можно сделать гораздо больше, особенно когда речь идет о полном урегулировании отношений, открытии границы и установлении дипломатических отношений".
Само интервью, а также отраженный в нем позитивный настрой были явно вдохновлены состоявшейся на днях встречей президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Нью-Йорке, на полях сессии Генассамблеи ООН. При этом Костанян попытался донести "месседж" армянской стороны о том, что "пришло время действовать, мы не должны терять времени".
Иными словами, РА готова к нормализации отношений с Турцией, что называется, здесь и сейчас. О чем, собственно, часто повторяют в последние месяцы и премьер Пашинян, и глава МИД Арарат Мирзоян.
Примечательно, что очередное проявление оптимизма на сей счет со стороны официального Еревана наблюдается на фоне ажиотажа, который вызвала в оппозиционных, преимущественно в антитюркских, кругах Армении встреча Эрдоган-Пашинян. Оппозиционеры истерят по поводу возможного урегулирования армяно-турецких отношений, крича об их, якобы, неприемлемости для армянских интересов, а в адрес Пашиняна сыплют новый град обвинений, смакуя тему "Никол в объятиях Эрдогана".
Между тем, пусть и сдержанный, но вполне себе очевидный оптимизм армянского руководства относительно возможности армяно-турецкого урегулирования представляется преждевременным. Главным образом, с учетом позиции Анкары, вновь давшей понять, что прорыв в процессе нормализации ее отношений с Арменией возможен лишь после налаживания последней своих отношений с союзным Турции Азербайджаном.
Президент Эрдоган в рамках своих выступлений в Нью-Йорке четко указал, что Турция готова вступить на "новый путь" с Арменией, но только после "устранения сложностей" между Азербайджаном и Арменией. "Мир между Арменией и Азербайджаном откроет двери для новых возможностей и выгод для обеих стран. Положительный результат этого мирного процесса также окажет позитивное влияние на процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией", - подчеркнул Эрдоган.
Как говорится, яснее ясного. А потому озвученный Костаняном призыв "действовать", "не терять времени", то есть о том, что Армения и Турция должны немедля нормализовать двусторонние отношения, плавно перетекает в вопрос иного рода. А именно: кто же, собственно, виноват в потере времени применительно к армяно-турецкому урегулированию?
Интересно, что Анкара не педалирует тему перманентно предъявляемых Арменией и мировым армянством претензий к Турции, в том числе и территориального характера. Со стороны Анкары прямо не ставится и вопрос необходимости устранения из законодательства и государственной символики Армении положений и элементов, свидетельствующих о территориальных претензиях к Турции. Не говоря уже об устранении армянского требования о международном признании пресловутого "геноцида", что по большому счету также имеет своей конечной целью завладение частью территории Турецкой Республики.
Анкара мудро и терпеливо ждет урегулирования азербайджано-армянских отношений, справедливо полагая, что успех этого процесса неизбежно приведет к должному переформатированию армянского государства на основе его полного отказа от территориальных претензий к тюркским соседям. И подобный отказ, понятное дело, должен воплотиться прежде всего на правовом уровне. Поэтому Азербайджан и ставит вопрос об изменении конституции Армении, без чего немыслимо подписание мирного договора и установление прочного мира между двумя странами. Изменение конституции Армении, в которой, со ссылкой на декларацию независимости, содержатся территориальные претензии не только к Азербайджану, но и к Турции, решит сущностную, охватывающую сферу официально принятых государственных целей и задач, часть проблемы политико-правового отказа армянской стороны от экспансионистских и агрессивных планов. Лишь в этом случае перспектива не только азербайджано-армянского урегулирования, но и турецко-армянского урегулирования может вплотную подойти к своей реализации.
Последние заявления Эрдогана подтверждают безальтернативность именно такого подхода к безусловно существующей возможности нормализации турецко-армянских отношений. Суть и характер таковой возможности не изменят никакие совершаемые армянской стороной манипуляции, попытки сгладить острые углы. Так что: либо Армения, не теряя времени, официально, в том числе и посредством изменения своего законодательства, откажется от территориальных претензий к Азербайджану и Турции, либо нормализации ее отношений с тюркскими соседями не будет вовсе. Последний вариант будет означать, что Армении и далее придется пожинать горькие плоды потери времени. Жизненно важного времени.
Натиг Назимоглу