В Тегеране состоялась министерская встреча в рамках платформы "3+3". Встреча, которая изначально недосчиталась одного участника - Грузии, не ставила своей задачей кардинально изменить взаимоотношения сторон, хотя на двусторонней и даже трехсторонней основе тесные связи имеются у всех участников. Даже у Грузии, пока отказывающейся примкнуть к платформе по политическим соображениям.
На благо всех стран региона
Как заметил министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов в своем выступлении, этот формат создан с целью рассмотрения путей решения региональных проблем именно странами региона. При этом платформа обладает значительным потенциалом для дополнения существующих двусторонних и других форматов сотрудничества, укрепления безопасности и стабильности в регионе, а также раскрытия неиспользованных возможностей для экономического роста и прогресса, пишет газета "Каспий".
Разумеется, тут надо учитывать важность взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ, а также невмешательства во внутренние дела других государств как краеугольного камня совместной деятельности, сотрудничества между странами региона.
Как пример такого рода взаимодействия можно назвать проект железной дороги Баку - Тбилиси - Карс с участием Азербайджана, Грузии и Турции, коридор Север - Юг с участием России, Азербайджана и Ирана, трехсторонний формат сотрудничества Азербайджан - Иран - Турция. Эти проекты наглядно продемонстрировали, что служат на благо всех стран региона. На их примере можно убедиться в положительном влиянии этих инициатив не только на страны региона, но и на весь мир.
Как отметил Джейхун Байрамов, усилия, предпринимаемые в последнее время для создания транспортных коммуникаций между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой через территорию Исламской Республики Иран, имеют особое значение, поскольку скорейшее завершение строительства инфраструктурных проектов и ввод в эксплуатацию транспортных маршрутов послужит взаимовыгодному сотрудничеству между двумя государствами в нашем регионе, а также создадут новый коридор, который позволит увеличить транспортный и транзитный потенциал в Евразии. То есть странам региона предоставлен уникальный шанс, который упускать нельзя.
На повестке дня - мир
"Принимая во внимание важность развития дружелюбных отношений между странами, основанных на взаимных интересах и добрососедстве, министры отметили важность мирного решения конфликтов", - говорится в совместном заявлении глав МИД Азербайджана, Армении, Ирана, России и Турции по итогам встречи в формате "3+3" в Тегеране.
Документ, состоящий из девяти пунктов, посвящен уважению суверенитета и территориальной целостности, нерушимости признанных на международном уровне границ, запрету угроз или применения силы и другим вопросам. В заявлении подчеркнута важность культурного и экономического сотрудничества между странами Южного Кавказа. Министры также обсудили ряд международных тем, в том числе ситуацию в секторе Газа. Следующая встреча запланирована в Турции.
Что же касается Зангезурского коридора, в котором заинтересованы все региональные акторы, кроме Ирана и Армении, считающих, что он ограничивает их суверенитет, то Азербайджан дал исчерпывающий ответ на все страхи: нам все равно, кто будет ответствен за безопасность транспорта и грузов, проходящих по этому коридору, нам нужны лишь гарантии безопасности.
До последнего времени иранские государственные чиновники разного ранга озвучивали чуть ли не угрозы в адрес Азербайджана в связи с этим. Президент Ирана Ибрагим Раиси, принимая секретаря совета безопасности Армении Армена Григоряна, даже назвал Зангезурский коридор угрозой интересам национальной безопасности Ирана, мол, "этот коридор может стать плацдармом для развертывания сил НАТО на Южном Кавказе".
Риторика иранских властей изменилась после полного восстановления Азербайджаном своего суверенитета. И вот уже иранский чиновник Мехрдад Базрпаш принимает участие в церемонии закладки фундамента новых железнодорожного и автомобильного мостов через реку Араз в направлении поселка Агбенд Зангиланского района. Речь идет о соглашении по строительству новой железной дороги и автомагистрали вдоль южного берега реки Араз до Нахчывана, подписанном между Азербайджаном и Ираном в марте 2022 года. Эти транспортные коммуникации, соединяющие Азербайджан и Нахчыван и проходящие по территории Ирана, международные эксперты назвали "Восточным Зангезурским коридором", а Иран - "Аразским". Такое название, например, использовал министр иностранных дел Ирана Гусейн Амир Абдоллахиан, заявив, что "иранские и азербайджанские компании предпринимают серьезные шаги для реализации этого проекта".
Насколько эффективен формат "3+3"?
По словам главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова, данный формат "весьма перспективен и востребован". Особенно в связи с деструктивным вмешательством внешних игроков, "которые порой не хотят видеть в Закавказье перспективу устойчивой системы региональной безопасности и пытаются воздействовать на эти процессы".
При этом Сергей Лавров убежден, что Запад уже активно работает над тем, чтобы подорвать структуру формата "3+3", которая только начала складываться. Впрочем, в вопросе исключения вмешательства в дела региона внерегиональных игроков, то есть Запада, интересы России и Ирана полностью совпадают. Они также видят себя гарантами установления мира и стабильности в регионе, то есть в вопросе установления мира между Азербайджаном и Арменией. Между тем Армения, имеющая с Ираном самые тесные связи, не хочет подписывать мирный договор под гарантии Москвы.
Азербайджан же готов для достижения мира участвовать как в западной, так и в российской платформе, одновременно предлагая Армении переговоры без посредников в двустороннем формате. Однако официальный Ереван медлит, и его участие в тегеранской встрече - это лишь очередной фарс. Ни для кого не секрет, что Армения будет проталкивать присутствие в регионе Франции, во всяком случае она кровно заинтересована в появлении Запада на Южном Кавказе.