Читайте последние новости на нашей странице в Facebook
Третий лишний: Азербайджан и Армения вправе сами решать вопросы двустороннего мира
Заявление заместителя министра иностранных дел России Михаила Галузина о неприемлемости "скороспелых документов, как на том настаивает Запад", в процессе урегулирования отношений между Азербайджаном и Арменией, вновь раскрыло подоплеку позиции Москвы по данному вопросу.
Россия не приемлет азербайджано-армянский мир без своего, российского, участия. Тем более отвергает она возможную реализацию азербайджано-армянского мира при содействии Запада. Хотя, по большому счету, негативное упоминание российской стороной Запада как "конфронтационного" фактора - это, скорее, дань традиции, нежели констатация реальной перспективы. Ведь кому-кому, а России прекрасно известно, что Запад, несмотря на все его попытки перевести процесс нормализации азербайджано-армянских отношений под свою, так сказать, эгиду, фактически отстранен в настоящий момент от подобного участия. По той причине, что на этом настоял Баку, для которого было неприемлемо стремление США и Франции навязать свой диктат в азербайджано-армянском урегулировании.
Баку нейтрализовал вредоносные "посреднические" притязания Франции, занявшей одностороннюю, проармянскую, позицию, исходя из которой она предпринимала откровенные попытки посягательства на суверенитет и территориальную целостность Азербайджана. Позже со схожей, проармянской и, соответственно, антиазербайджанской позиции выступила прежняя администрация Соединенных Штатов, которая усилиями президента Джо Байдена и госсекретаря Энтони Блинкена действительно пыталась форсировать заключение мирного договора между Баку и Ереваном без учета интересов первого. Интересов вполне понятных, справедливых и законных, ибо они основываются на цели достижения полного и окончательного отказа Армении от территориальных претензий к Азербайджану, гарантировании неповторения с ее стороны актов агрессии против него.
Однако позиция Баку по данному вопросу имеет универсальную ценность. Ибо он отвергает навязывание в переговорном процессе диктата со стороны любого крупного силового центра - будь то Запад или Россия. Каждый из этих центров подходит к процессу азербайджано-армянского урегулированию через призму собственных геополитических интересов. И непрекращающиеся манипуляции со стороны претендующих на посредничество в азербайджано-армянском урегулировании центров, назойливо подталкивающих Баку и Ереван продолжать переговоры то ли в Москве, то ли в Вашингтоне, то ли в Брюсселе, лишь подтверждают, что эти глобальные силы волнует вовсе не мир на Южном Кавказе и обеспечение жизненных интересов народов и стран региона.
Та же Россия никогда и не скрывала своих амбиций на ключевую роль в южнокавказской политике, в том числе и в урегулировании азербайджано-армянских отношений. Следуя этой стратегической установке, Россия длительное время продвигала свой интерес в сохранении армянского сепаратизма на территории Азербайджана. Даже после победоносной для Азербайджана 44-дневной войны 2020 года. С этим связано и недовольство России пражской договоренностью Азербайджана и Армении о взаимном признании территориальной целостности. Договоренностью, подразумевавшей и то, что Армения согласна признать Карабах неотъемлемой частью Азербайджана.
Многократные сетования со стороны президента РФ Владимира Путина и российского МИД по поводу признания Арменией территориальной целостности Азербайджана, разумеется - вместе с Карабахом, а также явное выпячивание того, что Москва с подобной позицией Армении не согласна, призваны были продемонстрировать очевидное. А именно - то, что в новой региональной реальности, суть которой заключается в крахе армянской оккупации и полном утверждении суверенитета Азербайджанской Республики на всей своей территории, Москва намерена и далее играть на азербайджано-армянских противоречиях как инструменте сохранения российского влияния на Южном Кавказе.
Прекрасно понимая всю подноготную стремления России и Запада участвовать в азербайджано-армянском урегулировании, Азербайджан инициировал и добился продвижения двусторонних переговоров с Арменией. Так что окончательная выработка и заключение мирного договора между Азербайджаном и Арменией не имеют никакой потребности во внешнем контроле или даже участии.
Азербайджан и Армения вправе и имеют все шансы достичь мира исключительно в рамках двустороннего, уже оправдавшего себя согласованием ряда принципиально важных вопросов, формата. Как говорится, третий лишний, и в контексте перспективы азербайджано-армянского мира это абсолютно применимо и к России.
Натиг Назимоглу
Новости по тегу "Армяно-азербайджанский мирный процесс"
- Макрон и Пашинян обсудили азербайджано-армянский переговорный процесс
- Кто мешает экономическому союзу Азербайджан - Армения - Турция?
- Фуад Гусейналиев: Армения может стать следующей страной, в которую будет инвестировать Азербайджан
- Армения предложила Азербайджану установить железнодорожную связь с Нахчываном через Мегри
- Как минимум на два года: мирный процесс срывается Арменией