Полгода назад, осенью 2023-го, карабахский город Ханкенди вернулся под контроль Азербайджана. Этого момента в Азербайджане ждали три десятка лет.
Специальный корреспондент Мубариз Асланов подготовил для украинского независимого информационного агентства УНИАН репортаж о восстановлении освобожденного Карабаха.
Разделяй и властвуй
Карабах - международно признанная территория Азербайджана. Еще сто лет назад, в 1923 году, эта территория после завоевания Азербайджана большевиками получила в составе Азербайджанской ССР статус автономной области. Эта юридическая тонкость заложила основу будущей межэтнической напряженности. Возможно, в этом и состоял план советских функционеров - так удобнее было держать Южный Кавказ под контролем.
Первые провокации карабахских сепаратистов при поддержке армянского партийного руководства и с молчаливого одобрения Москвы начались в регионе еще в 80-е прошлого века, перед распадом СССР. А уже в 1992 году вспыхнула первая Карабахская война. Тогда регион оккупировала Армения. Множество азербайджанцев вынуждены были покинуть свои дома и превратиться в беженцев - аналогично тому, как десятки тысяч украинцев стали внутренне перемещенными лицами после оккупации Россией Крыма и части Донбасса… А возвращение под контроль Баку всей территории Карабаха и семи прилегающих к нему районов стало главным требованием Азербайджана.
Часть территорий, которые в 90-х оказались под контролем армян, Баку вернул после второй Карабахской войны в 2020 году. А 19-20 сентября 2023 года Азербайджан полностью восстановил свой суверенитет и территориальную целостность, освободив остальную часть Карабаха в ходе локальной антитеррористической операции.
Восстановление после деоккупации
Севиль Новрузова, жительница города Физули, расположенного недалеко от границы Азербайджана с Ираном, прожила тридцать лет в Баку - как беженка. Женщина вспоминает, как в 1993 году покинула родные края, и рассказывает, что когда-то ее дом находился в 300 м от того места, куда сейчас вернулась ее семья.
"Сейчас во многих странах мира идет война. Украинцы находятся в такой же ситуации, как и мы 30 лет назад. Я их очень хорошо понимаю. Желаю, чтобы украинцы вскоре испытали ту радость, которую испытываем мы сейчас, пусть вернутся в свои освобожденные дома. Пусть они будут уверены, что это возможно. Желаю терпения родственникам погибших украинцев", - говорит она.
Как рассказывают местные жители, в начале 90-х город Физули и его окрестности был практически полностью разрушен, стерт с лица земли армянскими вооруженными силами, а все, что уцелело - было заминировано. После освобождения азербайджанской армией в октябре 2020 года в Физули происходит массовая реконструкция центра города, идет большая стройка. Новые дома, в которые возвращаются бывшие беженцы, в прямом смысле возводятся на руинах старого города.
Еще один город - Агдам - пострадал еще больше. По свидетельствам очевидцев, он и его окрестности были разрушены "до последнего кирпича".
Согласно данным, здесь "закопано", по крайней мере, 97 000 мин.
Сейчас процессы разминирования и восстановления Агдама проходят параллельно.
А вот сердце Карабаха - город Шуша, расположенный на самой высокой вершине Малых Кавказских гор, сегодня превратился в одну большую стройку. После того, как 8 мая 1992 года он был занят армянскими вооруженными силами, а местное население изгнано, были разрушены не только дома жителей, но и культурные памятники. К примеру, мечеть Говхар Ага, историческая крепость карабахского Панахали-хана, который основал здесь административный центр ханства в 1752 году, дабы эффективнее защищать себя от часто нападающих иранских шахов.
После освобождения в 2020 году Шуша превратилась в крупную строительную площадку. Здесь отстраиваются мечети и реставрируется церковь, за три последних года появилось три современных гостиницы, возводятся и вводятся в эксплуатацию новые жилые комплексы.
Шукюр Гасанов переехал с родителями в город Шуша, когда учился в средней школе.
"Мы жили хорошо, мы были с армянами в нормальных отношениях, пока не пришли армянские сепаратисты. Когда нас выселили, моим детям было 8-9 лет. Сейчас им по 40 лет. Когда мы уезжали, нам перекрывали дороги, забрасывали автомобили камнями… Пострадало много невинных людей", - вспоминает мужчина.
Дом Шукюра Гасанова в Шуше был полностью разрушен. Но сейчас, через 30 лет, хотя его семья возвращается в новое жилье, у людей есть ощущение - возвращаются в свои дома.
Переименования "ко времени"
Азербайджанцы, которые три десятка лет не были дома, едут в родной Карабах в рамках государственной программы возвращения беженцев. При этом они намерены не только отстроить свой быт, но и вернуть прежние топонимы, чтобы ничего не напоминало о длительной оккупации.
Один из ярчайших примеров - город Ханкенди.
Название города, построенного карабахским ханом в середине XVIII века, означает "Ханское село". Даже после оккупации царской Россией в середине XIX века это название сохранялось по просьбе местных дворян.
Однако после установления Советской власти, искусственного создания "Нагорно-Карабахской автономной области" и определения Ханкенди центром провинции городу было присвоено имя "Степанакерт" - в честь большевика Степана Шаумяна.
Накануне распада СССР, в 1991 году, решением Верховного Совета Азербайджана прежнее название города - Ханкенди - было восстановлено. Но просуществовало оно ровно до первой Карабахской войны.
Сейчас город восстановил историческое название.
По наблюдениям спецкорреспондента УНИАН, сейчас в Карабахе и прилегающих регионах все спокойно и стабильно - военный конфликт позади, идет процесс повторного восстановления разрушенных территорий и возвращения беженцев, вынужденных покинуть свои дома 30 лет назад.
Источник: УНИАН