На этой неделе было много событий и заявлений, касающихся армяно-азербайджанского урегулирования. Армянский премьер Никол Пашинян заявил, что Республика Армения полноценно признает территориальную целостность Азербайджана. Правда, за скобками остался вопрос: что подразумевает Армения под формулировкой "территориальная целостность Азербайджана"? Ведь в Ереване не раз говорили, что Карабах к территориальной целостности АР отношения не имеет.
Кстати говоря, Республиканская партия Армении, которая до весны 2018 года была правящей, уже заявила, что Армения действительно никогда не имела территориальных претензий к Азербайджану, но вот Карабах - это другое.
Самое интересное произошло 20 апреля, когда Никол Пашинян в ответ на претензии армянских сепаратистов, которые продолжают поддерживать видимость существования некоего образования, заявил, что армянское население Карабаха его неправильно понимает, и "не исключено, что его выступление постигла та же участь". То есть глава Армении фактически дезавуировал свои слова о признании территориальной целостности Азербайджана.
Комментируя ситуацию, глава информационно-аналитического портала PolitRus, российский политолог Виталий Арьков в беседе с Oxu.Az отметил, что Никол Пашинян врет всем и всегда, опровергает собственные высказывания:
- В последнем случае он сказал, что его не так поняли, - это еще мягкий вариант. Слова Пашиняна - это пустое. Нужен мирный договор, где будет черным по белому прописано, в каких границах Армения признает Азербайджан. И это - взаимный процесс.
Никол Пашинян говорит то, что от него хочет слышать конкретная аудитория. Но тем самым, на мой взгляд, он себя дискредитирует, к его словам никто серьезно не относится. От Армении все ждут конкретных действий в части обсуждения мирного договора, и по пунктам.
- Кстати о мирном договоре. Никол Пашинян отличился еще одним заявлением. Он сказал, что еще не факт, что Армения подпишет мирное соглашение с Азербайджаном...
- А до этого он говорил о готовности подписать мирный договор (смеется). Я же говорю, его слова не надо воспринимать буквально, всерьез. Сегодня он говорит одно, завтра - другое.
- Армянский премьер заявил, что Армения готова к размещению миссии ОДКБ в Армении, речь идет об условной армяно-азербайджанской границе. Как к этому высказыванию относиться? А ведь там работает наблюдательная миссия Евросоюза (EUMA). К тому же Пашинян поставил условие, он хочет проверить "эффективность ОДКБ"...
- Я тут сразу хочу сказать, что в случае появления в Армении миссии ОДКБ Азербайджан, как мне кажется, не будет против. Большинство государств, входящих в эту организацию, для Азербайджана не чужие. И я думаю, что этот вопрос Москва согласовывает с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Да и вообще, эта тема давно обсуждается, и именно Армения была против размещения миссии ОДКБ в стране. Можно вспомнить и демарши Еревана в отношении Организации договора о коллективной безопасности.
Я думаю, что цели миссий ЕС (EUMA) и ОДКБ отличается. ОДКБ будет стараться принести мир, а задача EUMA - шпионаж.
- Кстати, вы отметили, что большинство государств, входящих в эту организацию для Азербайджана не чужие. Это так, да и вообще складывается ощущение, что у Азербайджана там больше друзей, чем у Армении...
- Я об этом и говорю. И, кстати, некоторое время назад рассматривалось получение Азербайджаном статуса наблюдателя при ОДКБ, создавались даже специальные формулировки, но тогда Армения заблокировала эти инициативы.
- Давайте вернемся к началу разговора. Если с Николом Пашиняном невозможно договариваться, то с кем вести переговоры? Ждать революции, переворота, что обещает оппозиция, часть представителей которой побывала в США на днях?
- Хотелось бы, чтобы в Армении власть поменялась мирным путем. Возможно, будут досрочные парламентские выборы в этой стране. Или парламент лишит Никола Пашиняна полномочий. Конкретно говорить о мирном договоре можно будет только после того, как к власти придут другие силы, адекватные люди.
- Но придут ли они?
- В армянском истеблишменте адекватные люди есть. Но, да, соглашусь с вами: вопрос в том, придут ли они к власти?
- И ведь может быть ситуация, которую мы видели в 2018 году. Пришел Никол Пашинян, сказал, что ничего не знает о предыдущих переговорах и договоренностях, и начал все с нуля...
- И к чему это привело? Он наступил на те же грабли, только еще более радикально. В Армении должен появиться политик, который станет субъектом политики, с которым можно вести диалог.
Наир Алиев