Читайте последние новости в нашем Telegram-канале
Яшар Ниязбаев: Принцип "Одна нация, два государства" близок большинству турецких политиков - ИНТЕРВЬЮ
Прошедшие 31 марта в Турции выборы в местные органы власти стали проявлением демократии. Об этом заявил президент Турецкой Республики (ТР) Реджеп Тайип Эрдоган. Итоги голосования разочаровали правящую Партию справедливости и развития (AK Parti), которая в целом по стране набрала на два с лишним процента меньше голосов, чем оппозиционная Народно-республиканская партия (CHP). При этом во всех крупнейших городах победили представители CHP. Это самое серьезное поражение AK Parti за многие годы.
По словам Реджепа Тайипа Эрдогана, турецкие власти "извлекли необходимые уроки, которые получили на выборах". "И сделаем по их итогам серьезные выводы. Мы не будем игнорировать решение нашей нации, не будем действовать против ее воли и ставить ее под сомнение", - добавил он.
Прошедшие выборы для Oxu.Az прокомментировал эксперт по Турции, главный редактор "МК - Турция" Яшар Ниязбаев.
- В чем причина поражения AK Parti на местных выборах? В некоторых источниках утверждается, что, к примеру, свою роль сыграло согласие Анкары на вступление Швеции в НАТО, а ведь в Швеции неоднократно оскверняли Коран.
- Я думаю, что здесь сработала совокупность факторов. Но главный из них - экономическая ситуация в стране. Граждане Турции всегда чувствительно реагировали на изменения в уровне жизни, а он заметно снизился, что не секрет. Как известно, в ТР сейчас высокая инфляция.
- Реакция президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на поражение своей политической силы была очень спокойной и интересной. Он сказал, что турецкая власть не смогла сдать этот экзамен, но выборы - это все равно победа турецкой демократии.
- Даже ярые противники Реджепа Тайипа Эрдогана всегда отмечали, что он очень уважительно относится к результатам народного волеизъявления, уважает решение, принятое народом. Вспоминается, что только однажды, на прошлых выборах мэра Стамбула в 2019 году, когда результаты кандидатов были практически одинаковыми, но с минимальным перевесом в пользу оппозиционного кандидата Экрема Имамоглу, возникла идея провести повторные выборы. Но выдвиженец от Партии справедливости и развития Бинали Йылдырым вновь проиграл.
Однако в любом случае, как я уже сказал, у Реджепа Тайипа Эрдогана есть уважение к избирательному процессу, или, как говорят в Турции - к избирательной урне. К тому же надо учитывать, что на прошедших 31 марта выборах был большой отрыв CHP от AK Parti.
А то, что многих удивила мягкая реакция президента Турции на итоги голосования, связано с тем, что Реджеп Тайип Эрдоган всегда ведет резкую, агрессивную предвыборную кампанию. Но после выборов риторика всегда смягчается, и это не зависит от того, победила ли AK Parti или нет. Вспомните, что после президентских выборов Эрдоган сказал, что победили все граждане Турции.
- Вы сказали о большом отрыве CHP от AK Parti. Но 2-3% - это разве настолько серьезно?
- 2-3% - это в пределах всей Турции. А в крупных городах отрыв был в 10% и даже в 30%. Так что да, это серьезно. AK Parti не набирала так мало голосов на муниципальных выборах с 2009 года. Реджеп Тайип Эрдоган про поражение своей партии говорит, что это не конец, а некий поворотный момент. Может быть, так и есть.
- В СМИ сообщают, что в Турции звучат призывы к проведению досрочных президентских выборов, но власти категорически против.
- Эти призывы не очень серьезны. Понятно, что оппозиция победила и теперь хочет использовать момент. Но в действительности предпосылок для досрочных президентских выборов нет. Ситуация в экономике сложная, но не критическая. А Реджеп Тайип Эрдоган, как он сам сказал, сделал вывод из этих выборов.
- Может ли поменяться политика Турции в отношении России и Южного Кавказа в следующие четыре года при нынешней администрации и составе парламента? И что может измениться после того, когда, возможно, произойдет смена власти, ведь Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что минувшие местные выборы были последними в его политической карьере, затем ответственность за страну будет передана следующему поколению?
- В случае с Россией есть давление Запада на Турцию, которое касается экономического сотрудничества. И нельзя исключать, что давление будет усиливаться. Здесь просто надо наблюдать за ситуацией. Кто придет к власти в США, какие будут отношения западных лидеров с руководством Турции, какие события, связанные с конфликтом России и Украины, произойдут. Сейчас слишком много вводных, чтобы сказать что-то конкретное.
Через четыре года, в случае, если теоретически победит на президентских выборах Экрем Имамоглу, заметно укрепивший свои позиции благодаря победе на выборах мэра Стамбула, то, как мне кажется, он будет придерживаться такой же прагматичной, во многом нейтральной позиции, защищая интересы Турции, как и Реджеп Тайип Эрдоган.
- Это по отношению к России, а что с Южным Кавказом, подходам Турции к армяно-турецкому и армяно-азербайджанскому урегулированию?
- Понятно, что при Реджепе Тайипе Эрдогане политика Турции в отношении Южного Кавказа не изменится. Но она вряд ли поменяется, даже если предположить теоретическую победу Экрема Имамоглу. Да, он ранее не акцентировал внимание на тюркских государствах, но есть политическая линия Турецкой Республики, от которой сейчас никто не отступит. Был период "футбольной дипломатии" при президенте Абдулле Гюле, когда даже подписывались "цюрихские протоколы" между Турцией и Арменией. Но они так и не были ратифицированы, это уже прошлое. И здесь, кстати, сработал фактор Азербайджана. Принцип "Одна нация, два государства" применительно к Азербайджану и Турции близок большинству турецких политиков.
Наир Алиев