Одной из основных тем дискуссий в экспертном обществе сегодня является обвал нацвалюты Турции. С начала года турецкая лира подешевела на 40%. Такая ситуация на турецком финансовом рынке породила множество различных мнений и противоречий.
О том, как на самом деле обстоят дела в турецкой экономике, что ждет лиру и сможет ли Эрдоган противостоять давлению США, рассказал Oxu.Az ведущий российский экономический аналитик, эксперт общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Голубовский.
По его словам, происходящее в Турции можно рассматривать в нескольких основных аспектах:
Во-первых, положение Турции достаточно шаткое. Кризис застал Турцию в ситуации, когда в стране образовалось три дефицита: дефицит бюджета, рост которого провоцирует рост ставок, дефицит торгового баланса, рост которого провоцирует снижение лиры, и, как следствие первого и второго, дефицит текущего счета, который показывает, что из страны бегут деньги.
«Такая ситуация сложилась из-за нескольких причин. Подорожание энергоносителей в последнее время спровоцировало рост дефицита торгового баланса, в то время как существенные госрасходы, в том числе на безопасность, сохраняли дефицит бюджета.
Эрдоган - принципиальный противник секвестирования бюджета, потому что справедливо считает, что это негативно отразится на экономическом росте. Поскольку экономика Турции достаточно динамичная, долгое время дефицит торгового баланса покрывался притоком иностранных инвестиций, и работала логика «деньги к деньгам», - отметил экономист.
Он пояснил, что дефицит бюджета, который поддерживал экономический рост, рассматривался позитивно. Но ни для кого не секрет, что если экономическая политика опирается на приток денег извне, она попадает в зависимость от мнения иностранцев. В первую очередь, от США.
«Эрдоган же в последнее время руководствуется в государственной политике сугубо национальными интересами и плюет на мнение США там, где это вредит национальным интересам.
Это правильно, но это дорого обходится, как показал нынешний валютный кризис. Американцы решили показать свою силу и наказать Турцию. Отчасти им это удалось.
Они ударили своими санкциями и действиями по инвестиционному климату, кредитному рейтингу и спровоцировали бегство капитала. В этот момент бюджетный дефицит стал рассматриваться как фактор риска. Эрдоган не стал ни секвестировать бюджет, ни поднимать ставки.
Он надавил на ЦБ Турции, чтобы тот не ужесточал чрезмерно денежную политику. Тогда единственной возможной реакцией рынка стала девальвация лиры, которая в перспективе уберет дефицит торгового баланса. В этом отношении Турция сейчас становится ближе к России: у Москвы всегда профицитный торговый баланс, и это позволяет России быстро восстанавливаться от валютных шоков», - отметил собеседник сайта.
Во-вторых, по мере того как торговый баланс будет исправляться благодаря девальвации, положение Турции будет становиться устойчивее.
Голубовский подчеркнул, что увы, но такова плата за освобождение от зависимости от иностранных денег. В качестве побочного негативного эффекта будет рост инфляции, связанный с подорожанием топлива и сырья, выраженного в лирах.
«Однако, как показывает практика России 2014/15 года, инфляционный шок после девальвации проходит в течение года. Экономика Турции внутренне достаточно сильна. Значительную часть топлива Турции поставит Россия.
Россия, если потребуется, пойдет навстречу крупному потребителю по вопросу ценообразования и кредитования поставок. Отношения между Россией и Турцией не самые теплые, но по вопросу энергетической безопасности и поставок они, думаю, близки. Так что с этой стороны трудностей не будет», - отметил он.
В третьих, судя по данным графиков, пик паники пройден в понедельник, когда лира опустилась до 7 за доллар, а еврооблигации турецких банков торговались на рынке чуть более чем за полцены.
«Сейчас паника заканчивается, и ситуация будет постепенно нормализовываться на новом уровне», - уверен экперт.
Может ли Турция выстоять против США?
По мнению собеседника сайта, это вполне возможно:
«США сильны, но они не правят всем миром. Как показывает практика, они даже иранскую экономику не способны завалить санкциями, хотя смогли создать там серьезные проблемы. Эрдоган - сильный лидер с сильной поддержкой народа. Если народ поймет природу трудностей и будет понимать его политику - у него будет поддержка для прохождения трудного периода».
Экономист подчеркнул, что и ЕС крайне не заинтересован в кризисе в Турции.
«Турецкие банки имеют тесные связи с европейскими, и проблемы турецких банков отразятся на ЕС и еврозоне. Последнее падение евро к доллару связано именно с ситуацией в Турции. Я уверен, что европейцы не поддержат американского давления. Так что «санкционного фронта» против Турции не будет. Думаю, отношения между США и Турцией постепенно восстановятся, но какое-то позитивное движение в этом направлении может начаться только после выборов в Конгресс этой осенью.
После выборов у Трампа будет меньше политических поводов изображать из себя «крутого парня», - подытожил Голубовский.
А.Ш.
www.oxu.az