Согласно внесенным в статью 218 Налогового кодекса изменениям, лица, представляющие свои жилые и нежилые участки, с 1 января 2016 года привлекаются нотариусами к упрощенному налогу.
Налог не удерживается с представленных жилых и нежилых участков в следующих случаях:
- При представлении жилого участка, где физическое лицо зарегистрировано более 5 лет.
- При передаче недвижимости в дар, в качестве финансовой помощи и по наследству членами семьи.
- Покупка недвижимости для государственных нужд.
- Передача недвижимости между мужем и женой, во время процесса развода.
С учетом начисления 15 манатов за квадратный метр жилого и нежилого участка налог начисляется следующим образом:

СН = П × КЗ × 15 манатов, где СН – сумма налога, П – площадь недвижимости (в кв. метрах) и КЗ – коэффициент зон, определенный Кабинетом министров.
Во время представления нежилых участков к налоговой сумме начисляется дополнительный коэффициент 1,5, то есть СН = П × КЗ × 15 манатов × 1,5.
Пример 1: Гурбанов Фарид уже 3 года зарегистрирован по месту жительства в квартире площадью 100 кв. метров вблизи станции метро «Ичеришехер» (зона 1). Во время продажи данной квартиры упрощенный налог высчитывается следующим образом:

Пример 2: У Турала Султанова есть нежилой участок площадью 300 кв. метров в 6-ой зоне – подвал. Во время представления данного участка упрощенный налог будет начисляться следующим образом:

Пример 3: Физическое лицо представляет свою квартиру во 2-ой зоне (коэффициент зоны 3,0) площадью в 100 кв. метров и торговый объект в 3-ей зоне (коэффициент зоны 2,2) площадью 150 кв. метров.
Нотариусы, оформляющие сделки по купле-продаже, начисляют упрощенный налог следующим образом:
По продаже квартир: 100 кв. метров × 15 манатов × коэффициент 3-ей зоны = 4500 манатов; По продаже торговых объектов: 150 кв. метров × 15 манатов × коэффициент 2,2-ой зоны × коэффициент 1,5 = 7425 манатов. Всего налог составит 11 925 манатов.
Ульвийя Р. Али
www.oxu.az