Говоря образно, пересекающиеся в нашей стране крупные транспортные проекты подобны кровеносной системе, которая своими корнями уходит в почву многоуровневой, глобальной системы хозяйствования стран мира.
Азербайджан становится важным звеном крупных транспортных коридоров. Для превращения страны в торговый центр региона при эффективном использовании стратегической географической позиции республики осуществляются комплексные меры в рамках транзитных и транспортных услуг, совершенствования транспортной инфраструктуры и дальнейшего повышения ее потенциала.
О реалиях и возможностях использовать этот ресурс для будущих выгодных экономических прецедентов рассказал в беседе с корреспондентом газеты "Каспий" председатель парламентского комитета по природным ресурсам, энергетике и экологии, доктор технических наук Садиг Гурбанов:
- Два десятка лет с участием нашей страны реализуются глобальные энергетические и транспортные задумки, которые вносят бесценный вклад в развитие не только нашей республики, но прогресс в масштабах всего региона. Азербайджан активно участвует в реализации грандиозного торгового маршрута "Великий шелковый путь". Проложены стратегические экспортные трубопроводы "Баку-Тбилиси-Джейхан" и "Южный газовый коридор".
Азербайджан расположен на пересечении международных транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг". При этом первый – кратчайший маршрут, соединяющий Европу и Азию и позволяющий существенно экономить на времени и стоимости доставки грузов. Для нашей республики это максимум преимуществ, заключающихся в увеличении транзитной емкости за счет максимального роста нашего транзитного потенциала, особенно по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Только в первом полугодии по этому коридору перевезли 4,7 млн тонн транзитных грузов – 22,9% всего регионального транзита.
- Внимание региональных игроков сосредоточено сегодня на сегменте Транскаспийского международного транспортного маршрута. Какие его перспективы и влияние на углубление связей с Поднебесной?
- Отмечу, что во многом благодаря этому коридору Китай сегодня входит в четверку крупнейших наших торговых партнеров. Этот путь также открыл широкие транзитные возможности для Турции и России, поскольку большая часть грузоперевозок между этими странами осуществляется морем, и лишь часть – автомобильным транспортом, но это дорого и занимает на порядок больше времени.
Растущей актуальности МКТ "Восток-Запад" способствует целый ряд факторов. Скажем, инцидент, произошедший в марте с контейнеровозом Ever Given, севшим на мель в Суэцком проливе, недаром вызвал широкий резонанс, так как через заблокированный канал проходит порядка 12% мирового грузопотока, включая миллион баррелей нефти в день и 8% мирового экспорта сжиженного природного газа. По некоторым подсчетам, в гипотетическом случае полного прекращения по нему движения, глобальная экономика недополучит от 0,2% до 0,4% ежегодного роста.
Словом, мартовский случай обнажил серьезные риски, что усилило внимание к разработке альтернативных маршрутов, один которых – Транскаспийский коридор. В контексте Великого шелкового пути он имеет целый ряд преимуществ по сравнению с альтернативными направлениями. Например, транспортировка товаров из Китая в Европу сегодня осуществляется через Россию по Транссибирской магистрали, которая длиннее нашей на 2 тысячи километров и проходит по территории с менее благоприятными климатическими условиями. Среднее время транзита по направлению «Восток-Запад» протяженностью 5400 км составляет 15 дней. Если сравнивать с традиционными морскими маршрутами, то по этому пути грузы из Китая в Европу доходят втрое быстрее.
– Что вы скажете о значимости инициативы Китая "Один пояс – один путь" с точки зрения реализации нашего транзитного потенциала?
– Азербайджан был среди стран, первыми поддержавших эту стратегию. Наша цель – интегрировать Транскаспийский коридор в проект "Пояс – путь" в экономических интересах всех стран-участниц. Эта инициатива важна и для развития отечественного ненефтяного сектора, расширения рынков сбыта продукции. Сегодня помимо прочего рассматриваются перспективы Транскаспийского газопровода для поставок больших запасов туркменского газа в Европу через Азербайджан. Этот проект, безусловно, сблизит наши страны. До сих пор Туркменистан экспортировал природный газ главным образом в Китай и Россию. Транскаспий расширит газовый рынок соседней страны и ослабит ее зависимость от текущих партнеров.
- Конечной целью европейцев в рамках нового железнодорожного "Шелкового пути" являются производственные мощности Китая, Южной Кореи и Японии. Какие возможности для решения экономических задач получает Азербайджан, расположенный на пересечении транзитных путей?
– В рамках пути "Восток-Запад" до 50% грузов перевозится по железной дороге. По этому коридору грузы транспортируются в Европу в двух направлениях: через грузинские порты Поти и Батуми и по железной дороге "Баку-Тбилиси-Карс". При этом БТК – самый короткий и надежный способ связать Европу с Азией. Через Азербайджан проходит до 504 км 850-километровой дороги. И это, безусловно, способствует развитию местного железнодорожного транспорта. По данным мониторингов, грузовые перевозки у нас стабильно растут вот уже 20 лет.
Правда, пандемия в прошлом году снизила эти объемы, но доля транзита трубопроводным транспортом в общем объеме грузоперевозок увеличилась. После запуска БТК наблюдается заметное оживление. Значительно увеличились и продолжат расти перевозки грузов не только с Востока, но из России и Азербайджана в Турцию и Европу. Таким образом, несмотря на отсутствие прямого выхода к мировому океану, Азербайджан превратился в один из международных евразийских транспортных центров.
- Возможности интеграции в рамках масштабных проектов все чаще упираются в вопросы экологии. Насколько оправдан примат "зеленой" материи?
– Поскольку человечество столкнулось с глобальными экологическими вызовами, понятно растущее в этой связи внимание к вопросам экологии при реализации крупных инфраструктурных проектов. Немногим ранее иные страны страны пытались помешать переговорам по Транскаспийскому проекту, ссылаясь на экологическую проблематику. Конечно же, инфраструктурные проекты и растущий морской транзит способны увеличить степень загрязнения Каспийского моря. Во избежание этого были предпринимаются меры. Скажем, Бакинский порт стал первым в Каспийском регионе, получившим сертификат "Системы экологической экспертизы портов" (СЭЭП) и статус ЭкоПорта от Европейской организации морских портов (ЕОМП).
В то же время заложена основа для формирования эффективной и устойчивой логистической цепочки для транзита грузов на запад и восток по БТК. Защита экологического баланса и окружающей среды в рамках этого транснационального проекта имеет для нас особое значение.
- После нашей победы во второй Карабахской войне неизбежность прокладки Зангезурского коридора стала отправной точкой новой геополитической реальности. Ваш взгляд на перспективы этого пути в контексте формирования надежного транзитного рынка?
- Зангезурский коридор - важный сегмент пути "Восток-Запад", объединяющего экономические пространства Европы и Восточной Азией. Братская Турция рассматривает этот проект для прямой связи с одним из своих основных экономических партнеров – Азербайджаном. Проект поспособствует развитию двусторонних экономических связей, взаимодействию в сфере туризма.
Помимо прочего, Зангезурский коридор приобретает для Турции роль торговых ворот в Центральную Азию и позволит ей укрепить экономическое взаимодействие с тюркским миром. Это тем более важно, что главной особенностью региональной торговой политики Азербайджана рассматривается усиление транзитных позиций нашей страны в регионе и дальнейшее усиление геоэкономических позиций.
К диверсификации грузовых перевозок в будущем можно прийти достижением синергии между Средним коридором и другими упомянутыми транзитными маршрутами. Такой подход поспособствует формированию долгосрочного надежного рынка морских и железнодорожных перевозок, расширению торговых отношений, дальнейшему развитию инфраструктуры, связанной с грузовыми перевозками. Эффективное использование потенциала транспортных коридоров увеличит долю этого сектора в ненефтяном секторе национальной экономики.
Отрадно, что сразу же после освобождения оккупированных территорий Азербайджан приступил к реализации проектов, сулящих огромный вклад в развитие коридора "Восток-Запад". Один из таких шагов – церемония открытия международного аэропорта в Физули, прошедшая с участием президентов Азербайджана и Турции.
Физулинский аэропорт необходим, в том числе, и для выхода производимой в Карабахе промышленной продукции на мировой рынок, расширения экспортного потенциала региона в целом. И потом, эта воздушная гавань, конечно же, важный, но не единственный в своем роде проект. Сложно переоценить экономическое и стратегическое значение строящихся в Зангилане и Лачине аэропортов, которые станут отправной точкой в процессе возвращения азербайджанцев на свои исторические земли и внесут свой вклад в развитие коридора "Восток-Запад".