Читайте последние новости на нашей странице в соцсети X
Александр Будберг: Попытка войны - это способ прихода к власти в Армении
В Армении продолжают кипеть страсти вокруг движения "Тавуш во имя родины", выступающего против делимитации и демаркации границы между Азербайджаном и Арменией. В то время как премьер-министр Армении Никол Пашинян уже несколько раз заявлял, что делимитация границы с Азербайджаном должна положить конец вражде Армении с соседними странами, глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) архиепископ Баграт Галстанян призывает к акциям неповиновения.
Именно Баграта Галстаняна армянская оппозиция назвала кандидатом в премьер-министры, несмотря даже на то, что он имеет канадское гражданство и духовный сан.
Ситуацию для Oxu.Az прокомментировал известный российский журналист, политический обозреватель Александр Будберг:
- Я всегда подчеркиваю, что не являюсь специалистом по внутриполитической ситуации в Армении. Да, Армения меня интересует, поскольку есть связь с Азербайджаном, который, как мне кажется, я лучше понимаю.
Но что касается текущих событий в Армении, то для меня очевидно, что это последняя попытка отодвинуть Никола Пашиняна от руководства страной. В этой попытке сплотились все силы, которые ранее находились у власти и проводили на протяжении 20 лет тот курс, который уже при Пашиняне закончился поражением Армении в войнах (вторая Карабахская и антитеррористические мероприятия - ред.). Бывшие власти Республики Армения (РА) дважды не пошли на мирное урегулирование на условиях, о которых РА сейчас не может даже мечтать.
Речь идет, как вы поняли, о Роберте Кочаряне и Серже Саргсяне и всех прочих представителях карабахского клана. К ним сейчас присоединились дашнаки и другие силы, настроенные на то, чтобы отстранить Никола Пашиняна от власти. Для них попытка войны, срыв мирного процесса - это способ прихода к власти и управления страной. В связи с этим для меня очевидно, что если они придут к власти, то в Армении начнется настолько серьезная турбулентность, что это может привести к очень печальным последствиям для всего армянского государства. Нельзя так перекладывать руль с юга на север и справа налево.
Еще раз повторю: я определяю нынешние события в Армении как последнюю отчаянную попытку сил, которые хотят вернуть себе власть и убрать Пашиняна. А срыв мирного процесса - это способ прихода к власти.
- В качестве своего "тарана" оппозиция выдвинула кандидатом в премьеры Баграта Галстаняна - гражданина Канады, имеющего духовный сан. А это противоречит армянских законам.
- Да, формально он не подходит. Но те люди, которые уже были у власти в РА, подходят еще меньше, они неспособны понравиться населению, люди от них устали. Оппозиции было нужно новое свежее лицо. Этот человек должен быть достаточно харизматичным, потому что вопрос решается на улицах, а Никол Пашинян, безусловно, является выдающимся специалистом по работе на армянских, ереванских улицах. Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна харизматичными лидерами назвать сложно. В итоге остановились на том, что было - Баграте Галстаняне. И я не думаю, что существовал какой-то бесконечный набор людей, которые могут и, главное, еще и хотят возглавить протестное движение.
Кстати, еще в прошлом году небезызвестный персонаж из Москвы - Арам Габрелянов (создатель медиапроектов в России и активный противник Пашиняна - ред.) предлагал именно Баграта Галстаняна в качестве лидера протестов. Так что эта идея возникла давно, и этот архиепископ - неслучайный человек.
Когда все предыдущие попытки (сместить Пашиняна - ред.) закончились неудачей, а все эти условные "карабахские бойцы" оказались не в состоянии собрать на улицах Еревана сколько-нибудь значимой публики, оппозиция вынуждена была остановиться на Баграте Галстаняне, потому что других лидеров у них не было. А на минусы - религиозный сан и гражданство - обращать внимания не стали. Кстати, его религиозный сан вообще выглядел скорее как плюс.
- В этих протестах используются технологии цветных революций. Выбран фиолетовый цвет, раздаются фиолетовые шарфы, перекрываются улицы. При этом движение "Тавуш во имя родины" прозападным назвать сложно. Но в целом, не кажется ли вам, что цветные революции уже изжили себя?
- Сразу отмечу, что цветные революции - это и прошлое, и будущее. Вспомните революции в Европе 1848-1849 годов. Их тоже отчасти можно было бы назвать цветными. Такого рода революции как принцип не изживут себя никогда.
Но вы сейчас говорите об элементах, которые тем или иным образом помогают осуществлять смену власти. Здесь новое время будет предлагать какие-то новые приемы и решения. Революции по примеру грузинской или украинских в какой-то степени устарели. Тогда, кстати, все указывали на причастность Запада. В нынешней армянской истории на Запад никто указать не может, но люди, которые изучали их опыт, условные северные соседи Армении, возможно подумали: а чем мы хуже, давайте попробуем, есть шанс.
- Но этот шанс на успех у нынешних армянских протестов есть?
- Как я уже сказал, Никол Пашинян - это невероятный уличный боец. Переиграть его на улице, тем более главарям карабахского клана, практически невозможно. Они чудовищно непопулярны и вряд ли смогут раскачать ситуацию в Армении, шансы на это крайне малы.
Наир Алиев