В последние несколько дней ситуация на востоке Украины заметно обострилась. Сообщается о стягивании российских войск к украинским границам, прежде всего, к неподконтрольным официальному Киеву территориям "ДНР" и "ЛНР". В соцсетях публикуют кадры переброски и украинских войск ближе к горячим точкам, в зону Операции объединенных сил (ООС).
Звучат предположения о том, что Украина как никогда близка к вовлечению в широкомасштабную войну. Так ли это, что происходит в Украине, с какой целью президент Владимир Зеленский летит в Турцию? На эти вопросы Caliber.Az ответил член фракции партии "Слуга народа" в Верховной Раде Украины, заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Александр Качура.
- На востоке Украины происходит очевидное обострение. Как это видится из Киева? Что происходит?
- То, что происходит больше похоже на шантаж, бряцание оружием у границ с Украиной. Как известно, вводятся санкции в отношении друзей России внутри Украины и за ее пределами (санкции вводит Совет национальной безопасности и обороны Украины - ред.). И нынешнее обострение - это такой жест, показывающий, что Российская Федерация может перейти к новому, более масштабному этапу эскалации. Мы, однозначно, готовимся к худшему варианту. Угроза всегда сохраняется. Однако, на мой взгляд, сейчас он уже менее вероятен по ряду причин.
- Одной из этих причин могла стать телефонная беседа президентов США и Украины Джо Байдена и Владимира Зеленского? Или это никак не связано?
- Все взаимосвязано между собой, пусть и не напрямую. Насколько мне известно, во время переговоров обсуждались вопросы Крыма и Донбасса. Соединенные Штаты Америки - наш стратегический партнер. В Вашингтоне подтвердили, что США будут поддерживать территориальную целостность и суверенитет Украины. Было проговорено и то, что Крым - это Украина.
- То есть в разговоре затрагивалась и "Крымская платформа", которую сейчас продвигает Киев. Саммит должен пройти в августе этого года. Много ли лидеров дали согласие на приезд? Или пока идут организационные работы?
- Переговоры идут, много стран подтвердили свое участие. Конечно, хотелось бы максимального подключения мировых лидеров к этому вопросу. Это может сдвинуть с мертвой точки вопрос Крыма, который долгое время не обсуждался ни на каких платформах. Его просто отделили при предыдущей власти. Донбасс и Крым шли отдельно, при этом крымская тематика даже не поднималась. Конечно, это большая дипломатическая ошибка прежней администрации. Сейчас ее пытаются исправить. Крым - это как ребенок, которого отобрали, он плачет за закрытыми дверями, и нам нужна помощь соседей, чтобы его вернуть.
- Ожидается, что президент Украины Владимир Зеленский 10 апреля прибудет с визитом в Турцию. Чего ждут в Киеве от встречи турецкого и украинского лидеров?
- Есть ожидание обсуждения "Крымской платформы". Турки поддерживают эту идею. В Украине проживают крымские татары, которые находятся или под оккупацией, или в изгнании как представители Меджлиса крымско-татарского народа. Я ожидаю, что будут еще подниматься и вопросы инвестиций, военного сотрудничества.
- А что вы думаете о версии, ее озвучивают и в Украине, согласно которой нынешнее обострение на востоке страны вызвано внутренними проблемами, коронавирусом и призвано отвлечь внимание населения?
- Это конспирологические теории, не имеющие никаких подтверждений. Президент Владимир Зеленский хочет как можно быстрее разрешить конфликт, добиться мира. Так что обострение меньше всего выгодно власти. Хочу отметить, что мы чувствуем поддержку от всех наших партнеров, и, безусловно, от Азербайджана. Позиция Баку (в отношении территориальной целостности - ред.) была четко обозначена. Народы Украины и Азербайджана поддерживают друг друга.