Заместитель госсекретаря США Узра Зея подтвердила ранее сделанное американским послом в Армении Кристиной Квин заявление о назначении представителя армии Соединенных Штатов в армянском Министерстве обороны. При этом Зея расценила это как "долгожданное событие", указывающее на "углубление сотрудничества в оборонно-гражданской сфере и в области безопасности между Соединенными Штатами и Арменией", "вступление в новую фазу стратегического партнерства в армяно-американских отношениях".
Таким образом, налицо усиление прозападного вектора армянской политики, равно как и расширение влияния США в Армении с целью выведения ее из-под российского контроля. С другой стороны, ставка на Армению в американских геополитических играх на Южном Кавказе, которая становится еще более выпуклой на фоне растущей напряженности в отношениях между Западом и Грузией, угрожает не только серьезной региональной эскалацией, но и рисками для безопасности Азербайджана. А потому, разумеется, не может не волновать Баку.
США взялись за укрепление своего сотрудничества с Арменией "в области безопасности" в ситуации, когда между ней и Азербайджаном еще не подписан мирный договор. Затягиванию же выработки мирного договора препятствует сохранение в армянском законодательстве территориальных претензий к Азербайджану. А значит - сохранение стратегической нацеленности Армении на агрессию против Азербайджана. Хотя Соединенные Штаты демонстрируют стремление форсировать процесс выработки и заключения азербайджано-армянского договора, показателем чего стали и недавние переговоры глав МИД обеих стран с участием американского госсекретаря, не говоря уже о заявлениях представителей США, той же Узры Зеи, о намерении "продолжать всячески поощрять" Баку и Ереван в достижении окончательного соглашения, решающего прорыва на этом пути пока не видно.
Ранее Госдепартамент США в лице своего официального представителя Мэтью Миллера подчеркнул необходимость "трудного выбора и сложных компромиссов" со стороны Азербайджана и Армении. Опыт американских манипуляций в азербайджано-армянском урегулировании дает основание полагать, что США, наращивающие свое "стратегическое партнерство" с Ереваном, пытаются навязать Баку учет "армянских интересов". В частности, добиться от Азербайджана "сложных компромиссов" по таким "трекам" как "возвращение карабахских армян" и создание Зангезурского коридора "с условием армянского контроля".
Однако ожидание подобных "компромиссов" со стороны Азербайджана лишено какой-либо перспективы. Твердо выраженная позиция Баку заключается в том, что возвращение добровольно покинувших Азербайджан армян невозможно без возвращения азербайджанцев, насильственно изгнанных из Армении - территории исторических азербайджанских регионов Иревана и Зангезура. Равно как и движение по будущему Зангезурскому коридору - транспортной связи между западными районами Азербайджанской Республики и ее Нахчыванской автономией - должно быть беспрепятственным и не подлежащим армянскому контролю.
Между тем, последние шаги США неизбежно подведут к тому, что любая ставка на Армению в ущерб интересам Азербайджана несостоятельна в новых геополитических реалиях. Стратегическое значение Азербайджана и всего Южного Кавказа растет, с одной стороны, в условиях ужесточения противостояния между Западом и Россией, а с другой - в момент определения основных маршрутов грузоперевозок между Азией и Европой. Победа Азербайджана в Карабахской войне, восстановление его территориальной целостности утвердили ключевую роль страны как лидера Южного Кавказа и локомотива интеграции на Евразийском пересечении. Попытки же определенных внешних центров поколебать эту стратегически значимую роль Баку не возымеют никакого успеха. В то же время заигрывания Запада с Арменией при игнорировании интересов Азербайджана ударят по самой Армении.
Натиг Назимоглу