Телефонный звонок госсекретаря США Энтони Блинкена Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, судя по всему, преследовал две задачи. Первая - способствовать преодолению кризиса в отношениях между Баку и Вашингтоном, резко ухудшившихся в результате последних антиазербайджанских заявлений и шагов США. Вторая - спасти американское, а шире - западное, посредничество в азербайджано-армянском урегулировании, оказавшееся в состоянии срыва из-за отказа Соединенных Штатов и Евросоюза от обязательной для посредников нейтральной, непредвзятой позиции. В ответ на игнорирующие азербайджанские интересы действия Запада Баку отказался от участия в ранее запланированных переговорах в Гранаде, Брюсселе и Вашингтоне.
По первому пункту можно допустить разрядку в азербайджано-американских отношениях уже в самое ближайшее время. Во всяком случае госсекретарь Блинкен принял требование Президента Алиева относительно снятия необоснованного запрета на визиты высокопоставленных официальных лиц Азербайджана в США. Удовлетворение данного требования глава Азербайджана поставил в качестве условия для совершения визита помощника госсекретаря США Джеймса О'Брайена в Баку. Того самого, чьи не отражающие действительности, направленные против Азербайджана и его суверенных прав заявления на слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей США во многом и спровоцировали нынешний кризис в диалоге между Баку и Вашингтоном.
По второму пункту, касающемуся перспективы возобновления азербайджано-армянского мирного процесса при посредничестве США, вопросов гораздо больше. То, что именно эту цель прежде всего преследует американский Госдепартамент, подтвердили заявления руководителя пресс-службы ведомства Мэттью Миллера о состоявшихся телефонных переговорах Блинкена как с Президентом Азербайджана, так и с премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе бесед акцент был сделан американской стороной именно на теме азербайджано-армянского урегулирования. Так, госсекретарь США "поблагодарил Президента Алиева за готовность к заключению прочного и представительного мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией" - соглашения, которое "будет выгодно всем в этом регионе". А в разговоре с Пашиняном Блинкен "обсудил поддержку США усилий по достижению мира".
Однако понятно, что одной лишь констатации "выгод" и "усилий" недостаточно для возобновления западного, в частности американского, посредничества. Об этом можно будет говорить только при условии искоренения причины, приведшей к краху западных переговорных площадок. То есть для проведения азербайджано-армянских переговоров под эгидой США и ЕС необходим отказ последних от проармянской позиции, которая явно прослеживалась в стремлении Вашингтона и Брюсселя каким-либо образом впихнуть в текст будущего мирного договора тезис о карабахских армянах. Что, разумеется, представляло собой попытку вмешательства во внутренние дела Азербайджана, посягательства на его суверенитет. Попытку тем более неприемлемую и необоснованную, что проживавшие в Карабахском регионе Азербайджана армяне добровольно переселились в Армению, несмотря на предоставление им всех прав и гарантий безопасности в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики.
Если США хотят доказать свою состоятельность как посредника между Азербайджаном и Арменией, то они должны положить конец пренебрежительному отношению к законным интересам Баку, практике продвижения армянских нарративов, любым антиазербайджанским шагам. К примеру, оказанию давления на Турцию с тем, чтобы она отказалась от поддержки своего союзника - Азербайджана. Ведь дело дошло даже до того, что США - и об этом прямо заявил пресс-секретарь правящей в Турции Партии справедливости и развития Омер Челик - требовали от Анкары прекратить поддерживать Азербайджан в деле освобождения Карабаха. Причем Вашингтон выдвинул это требование как условие для отправки Турции американских истребителей F-16.
Без прекращения Соединенными Штатами попыток навязать Азербайджану их представления о том, каким должен быть договор между Баку и Ереваном, в целом мир на Южном Кавказе, американское посредничество не имеет никаких шансов на реанимацию. И, соответственно, эффективность "телефонных" усилий госсекретаря Блинкена, во всяком случае пока, не может не вызывать обоснованных сомнений.
Натиг Назимоглу