30 июля состоится церемония инаугурации нового президента Исламской Республики Иран (ИРИ) Масуда Пезешкиана, избрания которого не ожидали большинство аналитиков. Считалось, что Пезешкиан - реформатор, а их позиции в ИРИ достаточно слабы. Тем не менее Пезешкиану удалось опередить фаворитов из консервативного лагеря.
Как будет строиться внешняя политика Ирана при новом президенте? Определенные сигналы Западу Масуд Пезешкиан уже направил, но получил не те ответы, которые ждал. К примеру, в Белом доме заявили, что избрание нового президента не окажет никакого влияния на отношения Вашингтона и Тегерана, не будет и переговоров о возобновлении ядерной сделки. Ситуацию для Oxu.Az прокомментировал журналист и политолог из Ирана Годрат Шафии:
- Политика предыдущего правительства Ирана была направлена на улучшение связей с соседними и восточными странами. И в определенной степени она была успешной, поскольку привела к примирению с арабскими государствами, было снято напряжение между ИРИ и Азербайджанской Республикой, решен вопрос вступления Ирана в важные региональные организации, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Но предыдущее правительство не верило в возможность налаживания связей с западным миром. И хотя правительство президента Пезешкиана как реформатора сосредоточено и на восстановлении связей с западным миром, это не обязательно означает, что Иран должен пойти на уступки Западу. Я имею ввиду не только СВПД - Совместный всеобъемлющий план действий (по ядерной программе ИРИ - ред.), или ядерные переговоры. Есть еще много возможностей, которыми можно воспользоваться, особенно в случае с европейскими странами.
Пезешкиан говорит о необходимости сбалансировать связи между восточными и западными державами, а не сосредотачиваться только на одной стороне. Общая тенденция заключается в снижении напряженности в отношениях с Западом и решении проблемы санкций, чтобы стимулировать экономический рост и привлечь иностранные инвестиции. Эти усилия, даже если и не приведут к ощутимому результату, могут укрепить позиции ИРИ на Западе и уменьшить вероятность конфликтов. ИРИ теперь видит хорошую возможность нормализовать отношения с Западом, доказав, что война (с Ираном - ред.) для западных стран - невозможный выбор.
- Давайте продолжим щепетильную тему отношений Ирана с соседями. Некоторое время назад было напряжение между Баку и Тегераном, сейчас его удалось снять (об этом вы упомянули). Армения разворачивается на Запад и приглашает в регион западные силы, что не нравится Ирану. Что будет происходить на этом направлении? И, кстати, в какую страну первым поедет Пезешкиан - Азербайджан или Армению?
- Мы не станем свидетелями серьезных изменений в политике нового правительства по отношению к соседям, особенно на Южном Кавказе, поскольку прежний состав правительства также был сосредоточен на развитии связей. Вспомните, что даже последняя официальная встреча покойного президента Ирана Ибрагима Раиси состоялась с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и тогда открывались инфраструктурные объекты.
Что касается азербайджано-армянского вопроса, то Иран поддерживал позицию Азербайджана в карабахском вопросе и всегда старался и будет стараться занимать сбалансированную позицию по отношению к обеим странам, поскольку это отвечает его национальным интересам.
Недавний поворот Армении в сторону Запада и США не является большой проблемой. ИРИ никогда не пыталась навязать свою волю дружественным соседям и никогда не проводила империалистической политики.
Скажем, Азербайджан имеет тесные связи с некоторыми противниками Ирана, а Армения свободно развивает связи с США, хотя это не нравится Тегерану. В целом США всегда присутствовали в соседних с Ираном странах, и они даже иногда придерживались одной и той же политики. Иран гораздо более чувствителен к Израилю.
Иран и Армения стремятся сохранить хорошие связи. А в целом Ирану нравится поддерживать тесные отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном, чтобы иметь возможность помогать им в качестве посредника в решении проблем. Иран не хотел бы видеть напряженность и конфликты вблизи своих границ.
Что касается визитов президента Ирана. Президент Азербайджана Ильхам Алиев был первым, кто пригласил президента Масуда Пезешкиана, и я надеюсь, что они встретятся в ближайшее время. Я думаю, что новый президент Ирана хочет продолжить курс на улучшение отношений, и даже вывести их на новый уровень. Уверен, что у него получится.
- Азербайджанское население Ирана активно поддержало Пезешкиана, который в повседневной жизни постоянно использует азербайджанский язык. Будет ли ответная реакция Пезешкиана в пользу иранских азербайджанцев? И в каких вопросах избранный президент мог бы помочь азербайджанцам?
- Президент Пезешкиан был популярным кандидатом не только среди иранских азербайджанцев. Он набрал множество голосов при высокой явке во многих других регионах Ирана.
Исторически в ИРИ были азербайджанские лидеры, как и лидеры из других этнических групп. Поэтому для иранцев выборы нового президента никогда не были этническим вопросом. На предыдущих выборах иранские азербайджанцы голосовали за других кандидатов, которые не были азербайджанцами. То же самое касается других городов и регионов.
Лозунг президента Пезешкиана - "За Иран", а азербайджанские города Ирана всегда были одними из самых развитых регионов Ирана. Иранцы не видят никакой дискриминации в отношении этих регионов. Так что нет причин говорить о предоставлении каких-либо особых привилегий одним территориям перед другими.
При этом тот факт, что президент Пезешкиан говорит на азербайджанском и курдском языках, может стать хорошим подспорьем в налаживании отношений с соседними странами и территориями.
Наир Алиев