После начала Вооруженными силами Азербайджана локальных антитеррористических мероприятий в Карабахском регионе Азербайджана в Армении заявили, что на условной армяно-азербайджанской границе все спокойно. Кроме того, армянский премьер Никол Пашинян отметил, что Армения не намерена начинать военные действия с Азербайджаном из-за ситуации в Карабахе.
Однако затем пошли звонки на Запад. Франция заявила о созыве экстренного заседания Совета безопасности ООН, посол Армении по особым поручениям Эдмон Марукян запросил помощи у США, мол, Соединенные Штаты должны решать, какие меры могут быть использовать против Азербайджана.
С одной стороны, Армения отдаляется от Карабаха, говорит, что на границе страны все хорошо, а с другой стороны призывает Запад оказать давление на Баку. Как можно объяснить это двоемыслие? Отвечая на этот вопрос Oxu.Az известный российский журналист и общественный деятель Максим Шевченко отметил, что никакого двоемыслия здесь нет:
- Здесь понятная и разъясняемая ситуация. Никол Пашинян родился в Иджеване, учился в Ереване, принадлежит к ереванскому клану. Он воспитан в рамках западных институтов. А карабахская группировка на протяжении почти 30 лет господствовала в Республике Армения (РА), зарабатывала, пиарилась, продавала свое влияние за счет оккупации азербайджанских земель. Они изгнали азербайджанское население, бесконечно пролонгировали рознь и войну между азербайджанцами и армянами. Поэтому в каком-то смысле для Пашиняна является жизненно необходимым полное закрытие темы карабахского клана. А карабахский клан исчезнет тогда, когда Азербайджан полностью, до миллиметра вернет контроль над всей своей территорией, чего я Азербайджану искренне желаю. Кстати, не только Азербайджану, но, как бы парадоксально это ни звучало, и армянам, поскольку это единственный путь к нормализации отношений между армянами и азербайджанцами.
Пашинян с одной стороны хочет, чтобы карабахский клан потерпел поражение, а с другой - он хочет удержаться в Ереване. Ему нужна минимизация карабахского клана, который утратит статус борцов за "Арцах" в кавычках. К слову, бороться за "Арцах" где-нибудь во Франции или в Калифорнии - это не то же самое, что сидеть в Ханкенди и оттуда давать комментарии.
Никол Пашинян полагает, что этот клан в результате катастрофической ситуации утратит влияние внутри Армении. Но при этом он понимает, что его "шашни" с США, совместные армяно-американские учения, заигрывания с Шарлем Мишелем, Эммануэлем Макроном, все эти его интервью в Москве были восприняты с приподнятой бровью.
Президент России Владимир Путин сказал, что находится в контакте с Пашиняном, который прислал ему письмо. Всем позвонил, а Владимиру Владимировичу отправил бумагу. Это как объяснительная записка директору, которую писали в школе провинившиеся ученики.
А тут руководство Армении оказывается в ситуации, когда из Карабаха может каким-то образом приехать Рубен Варданян, который начнет кричать о "геноциде" армян, потере "священного" "Арцаха" из-за Пашиняна. Рубену Варданяну, кстати, наверное, сложно будет запретить въезд в Армению, поскольку он там родился, в отличие от Маргариты Симоньян, уроженки Адлера, или Арама Габрелянова, родившегося в Дербенте. А Пашинян очень боится Варданяна, за спиной которого Кремль. Поэтому армянский премьер и пытается заручиться поддержкой Запада.
Запад же заинтересован в другом, того же Пашиняна он может в любой момент разменять на кого-то другого. Западу нужна большая война.
- Но вряд ли локальные антитеррористические мероприятия в Карабахе можно назвать большой войной...
- Верно. Западу, возможно, даже и не нужно было такое обострение, да и просто война между Арменией и Азербайджаном ему не нужна. Кстати, поэтому Пашинян говорит, что никакой войны не будет, Армения не будет вмешиваться, потому что такой межгосударственный конфликт сблизит Россию и Турцию. РФ скажет, что мы в рамках ОДКБ вводим войска на территорию Армении. А Турция помогает братскому Азербайджану. И получается, что пара стратегических союзников - Анкара и Москва - берут под свой контроль ситуацию в регионе.
Западу же нужен другой конфликт, который может вспыхнуть в Зангезуре. Это возможно в случае, если армянские формирования атакуют либо Нахчыван, либо Зангилан, и тогда Азербайджан будет вынужден ввести войска на территорию Зангезура, что Иран может воспринять как угрозу для себя. В итоге Запад спродюсирует большой конфликт между Турцией и Ираном. Но, чтобы этого не случилось, министр обороны РФ полетел в Тегеран, глава Минобороны Турции находится на постоянной связи со своим коллегой в Баку. Главное, чтобы сейчас никакие агенты влияния не стали действовать в обход воли высшего политического руководства региональных стран, у которых нет желания развязывать большую войну.
Но, повторюсь, армянское руководство может спровоцировать напряжение в Зангезуре. А по Карабаху можно писать сколько угодно писем, рвать на себе древние одежды, пошитые еще во времена царя Тиграна. Но факт в том, что Карабах - это территория Азербайджана. И я хочу, чтобы Азербайджан до последнего миллиметра освободил свою территорию, только это, как я уже сказал ранее, может привести к миру между азербайджанцами и армянами. А у Пашиняна одна цель - продлить свое существование на уровне руководителя Армении.
Наир Алиев