L'union fait la force - эта французская поговорка, означающая "Сила в единстве", хорошо знакома всем нам. Однако в современном мире ее истинный смысл, похоже, забыт.
Изначально эта идея возникла как противовес единоличной власти. Предполагалось, что объединение индивидуумов должно сломить власть одного человека и привести к формированию правления, основанного на общем согласии. Именно этот подход породил концепцию права.
Однако дальнейшее развитие событий пошло по неожиданному пути. Право само стало новым источником силы. Оно начало использоваться против тех, кто выступал против его создателей. По сути, право, созданное для борьбы с силой, само вынуждено было прибегать к силовым методам. Единственное отличие заключалось в том, что теперь проблемы решались не силой отдельных личностей, а силой групп.
К чему это привело? Будь то сила права или право силы - в центре по-прежнему остается сила. Это можно сравнить с ситуацией, когда конфликт между двумя людьми, основанный на силовом превосходстве, разрешается опять же с помощью силы. Ведь источником права является сила. Если бы не было силы, зачем нужно было бы право?
К сожалению, сегодня мы наблюдаем торжество не силы права, а права силы в его самом неприкрытом виде. Мир открыто управляется по принципу "у кого сила, у того и право". Любой, кто выступает против этого, объявляется врагом. Таким образом, сегодня право стало главной опорой безудержной силы.
Результатом такого положения дел стало то, что практически все регионы мира сегодня охвачены конфликтами. Особенно обострилась ситуация за последние 30 лет, после распада СССР и формирования нового многополярного мирового порядка.
Если раньше потенциальные противники ограничивались угрозами или приведением армий в состояние боевой готовности, то теперь угрозы сменяются подготовкой к боевым действиям, а боевая готовность - прямыми столкновениями. Это означает, что Третья мировая война фактически уже началась, осталось только официально ее объявить.
Обратимся к фактам, чтобы обосновать нашу точку зрения. К примеру, Ближний Восток, регион, который и без того не отличается стабильностью, вновь оказался в эпицентре международного внимания. На этот раз причиной стало обострение отношений между Ираном и Израилем. Конфликт между этими странами имеет глубокие исторические корни, уходящие в прошлое столетие. Несмотря на то, что изменения в регионе начались еще в конце прошлого века, активная фаза трансформации пришлась на 2010-е годы. Сегодня ситуация достигла точки, когда Иран и Израиль перешли от взаимных угроз к прямым и косвенным атакам друг на друга.
Не менее тревожная ситуация складывается на Корейском полуострове. После Корейской войны 1950-1953 годов, разделившей некогда единую страну на два государства под влиянием США и СССР, отношения между Северной и Южной Кореей никогда не были простыми.
Однако сегодня напряженность достигла беспрецедентного уровня. Обе страны привели свои армии в состояние боевой готовности на границе. Ситуация усугубилась тем, что Северная Корея пошла на беспрецедентный шаг, взорвав все дороги, ведущие в Южную Корею.
Конфликт между Россией и Украиной, начавшийся еще в 2008 году и вступивший в горячую фазу после Евромайдана 2014 года, в 2022 году перерос в полномасштабную войну, последствия которой ощущает весь мир. Многие эксперты уже называют противостояние в Украине войной НАТО против России. В битве за передел сфер влияния и изменение баланса сил в мире Украина, похоже, стала разменной монетой. Ценой огромных жертв и разрушений на украинской земле ведущие мировые игроки пытаются сформировать новую геополитическую реальность.
Раскол в обществе из-за украинских событий наблюдается даже в самих США и странах Европы. Россия, которую Запад, казалось бы, заманил в ловушку, на деле смогла расширить свои территории. Украинский конфликт, таким образом, стал полем битвы ведущих мировых держав и организаций, затронув в той или иной степени все страны. И каждая из них пытается извлечь свою выгоду из этого кровавого противостояния.
Говоря о Западе, стоит отметить, что именно из-за колониальной политики западных стран ситуация в Африке сегодня весьма неоднозначна. В эпоху широкого распространения неоколониализма войны стали неизбежными.
Некоторые западные страны, в первую очередь Франция, держа огромные регионы в подчинении, всегда создавали почву для потенциальных конфликтов. Поэтому Африка сейчас оценивается как бомба, готовая взорваться в любой момент.
Тем временем на другом конце света нарастает напряженность вокруг Тайваня. Китайская армия начала масштабные учения в акватории острова, фактически взяв его в кольцо блокады. В ходе манёвров отрабатывается способность наносить точечные удары по ключевым целям.
В заявлении Народно-освободительной армии Китая учения названы "законной и необходимой мерой для защиты государственного суверенитета и национального единства". Военные также подчеркнули, что манёвры служат серьезным предупреждением "сепаратистским силам, выступающим за независимость Тайваня".
Южный Кавказ стал регионом, где формируются новые реалии. Азербайджан показал всему миру пример, освободив свои земли от оккупации собственными силами. Однако побежденная Армения, вместо того чтобы принять руку мира, протянутую победившим Азербайджаном, и сформировать безопасную среду, вооружается такими странами, как Франция и Индия, и пытается разжечь эскалацию, превращаясь в полигон США и Евросоюза.
Другая страна региона, Грузия, занята определением своего будущего между Западом и Россией. В этом отношении парламентские выборы, которые пройдут 26 октября, имеют важную роль для страны, и полученные результаты не пройдут бесследно для региона.
Конечно, рост числа региональных конфликтов в последние годы обусловлен несколькими причинами. В частности, это связано с потерей или формированием влияния гегемонистских государств на новых территориях, приобретением или сокращением экономических рычагов. Кроме того, рост военной агрессии происходит параллельно с серьезными изменениями в системе международных отношений. В результате сегодня в региональных конфликтах сторонами являются не только две страны, они разрастаются, вовлекая все больше игроков и превращаясь в глобальные. А это и есть мировая война.
Более того, нынешняя ситуация в ООН, то есть односторонний, а иногда и предвзятый подход организации к решению глобальных проблем, подорвала ее авторитет и привела к неэффективности глобальной системы безопасности. Поэтому конфликты не только не разрешаются, но и растет их число. Все это дает основание сказать, что сегодня мы находимся на этапе формирования нового мира.
Мерахим Насиб