Вчера, после 12 недель массовых протестов в Израиле, судебная реформа, которую инициировал премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, была заморожена как минимум до лета. Протесты в Израиле косвенно затронули даже Азербайджан, ведь израильские посольства по всему миру, в том числе и в нашей стране, на короткое время объявили о приостановке своей деятельности по призыву профсоюза "Гистрадут" ("Всеобщая федерация рабочих Земли Израильской"). Бастовали работники аэропорта Бен-Гурион, остановили свою работу вузы и школы, курс шекеля - национальной валюты стал нестабильным, как и биржевые котировки.
Вчера вечером общеизраильская забастовка, которая коснулась практических всех сфер жизни страны, была приостановлена после того, как Биньямин Нетаньяху сказал о прекращении продвижения реформы судебной системы.
Это решение приветствовал президент Израиля Ицхак Герцог, который тоже выступал против судебной реформы. Кроме того, один из лидеров оппозиции Бени Ганц поддержал заморозку реформы, в то же время призвав Биньямина Нетаньяху вернуть портфель министра обороны уволенному Йоаву Галанту, который не одобрил судебную реформу, из-за чего в общем-то и потерял свой пост, после чего сотни тысяч израильтян вышли на улицы в знак протеста.
Впрочем, напряжение в Израиле сохраняется, ведь реформа не отменена, а только заморожена. К тому же вчера на улицы вышли и сторонники Нетаньяху.
Почему судебная реформа привела к такой реакции в израильском обществе, ведь события последних недель некоторые эксперты стали называть даже "израильским майданом". В соседней Армении, где не очень любят Израиль, вообще стали потирать руки в ожидании, как написали некоторые активисты, "гражданской войны". И эти события происходят в условиях напряженности на Ближнем Востоке и усиливающейся иранской угрозы.
Обо всем этом сегодня Oxu.Az беседует с израильским политологом, культурологом, политическим и общественным деятелем Давидом Эйдельманом.
- Что не нравится людям в этой судебной реформе, ведь не просто так сотни тысяч людей вышли на улицы и 12 недель протестовали, была объявлена даже всеобщая забастовка?
- Так просто это не объяснить. Начнем с того, что Израиль - это очень молодая страна. И, что очень важно, в Израиле до сих пор религия не отделена от государства. А это влияет на законодательство. В нашей стране нет Конституции, хотя она должна была быть принята еще в 1948 году. Израиль во многих вещах гораздо менее демократичное государство, чем Азербайджан, к которому на Западе часто предъявляют претензии. В нашей стране нет не только Конституции, но даже и кодексов законов. В итоге комментатором и толкователем законов является суд.
Когда у нас возникло государство, то было несколько систем права. Первое - турецкое право на основе законов Османской империи. Второе - английское право. Третье - еврейское религиозное право. Четвертое - право Государства Израиль. В общем, получился бардак, но арбитром стала израильская жесткая судебная система во главе с Верховным судом, который выступает в роли Высшего суда справедливости (БАГАЦ) и может трактовать законы.
Когда во главе Верховного суда в 90-х года встал Аарон Барак (а его считают гением юриспруденции), он принял решение о судебном активизме (философия принятия судебных решений, согласно которой суды могут выходить за рамки применимого права, чтобы учитывать более широкие социальные последствия своих решений). То есть все решения подсудны. Это означало, что Верховный суд в некоторых случаях мог отменять законы, принятые парламентом - Кнессетом.
В Израиле есть обычные законы, а есть основные, которые должны быть положены в основу Конституции, если и когда она все-таки будет принята.
Одна из причин, по которой Конституция до сих пор не принята, - это то, что религия не отделена от государства.
- А как это мешает, можете пояснить?
- Приведу один пример. В Конституции должен быть записан такой пункт, как равенство полов, это очевидно. И в этом случае религия автоматически должна отделяться от государства, ведь раввин у нас - государственная должность. Как и судья шариатского суда в исламских странах. Но эти должности имеет право занимать только мужчина, женщины будут обделены в правах. Таких моментов очень много.
Так вот, продолжая тему, если какое-то решение противоречит основным законам, то его можно отменить. Кроме того, у граждан возникла возможность подавать в Высший суд справедливости, оспаривая вопросы, которые их непосредственно не касаются. Произошло усиление роли БАГАЦа. Так или иначе эта система существовала.
Что случилось сейчас? Это попытка повернуть время вспять. Не надо забывать, что против самого Нетаньяху и представителей его коалиции в разное время были возбуждены уголовные дела. В итоге судебной системе была объявлена война, а результат мы видим. Задача этой реформы - ослабить судебную систему. Кстати, согласно проекту, Кнессет может отменить решение суда простым большинством голосов.
Далее. Один из законов, который продвигает правительство, - это неподсудность военных. То есть любое преступление, которое сделано человеком в военной форме, в израильском суде рассматриваться не будет. Это противоречит международным законам. Но продвигают этот законопроект люди, никогда не служившие в армии. Один наш чиновник заявил, что хочет стереть с лица земли арабскую деревню Хавара, из которой стреляли по евреям. А что мы в итоге получили? Огромный дипломатический скандал. Саудовская Аравия налаживает отношения не с Израилем, а с Ираном.
Возвращаясь к неподсудности военных. Как только будет принят такой закон, то израильские военные моментально получают "приглашение" в Международный уголовный суд в Гааге. Если у тебя в стране есть сильная судебная система, то военнослужащий, который, возможно, совершит преступление, предстанет перед местным судом в своей стране. А если такой возможности нет, то сразу международный суд, суды других стран. Израильские летчики уже сказали, что не смогут летать в другие государства, ведь любой израильский пилот является резервистом, участвует в регулярных военных сборах и боевых вылетах. Так что за рубежом смогут обвинить и арестовать фактически любого израильского пилота гражданской авиации.
Из 37 летчиков стратегической авиации Израиля, которые бывают на регулярных сборах (они не срочники) и в случае чего будут бомбить Иран, 35 сказали, что больше на военные сборы не пойдут, если будет проведена правовая реформа.
- Давайте вернемся к протестам. Их масштабы удивили. Были даже публикации, что это некий израильский "майдан".
- У нас все шло по нарастающей. Правящая коалиция не верила, что будет масштабный протест, но после того как министра обороны отправили в отставку, на улицы вышло еще больше людей. Президент Израиля Ицхак Герцог - один из самых лучших юристов страны - выступает против реформы (но у нас парламентская республика, так что он "царствует, но не правит"), Верховный суд против, часть общества против. "Майдан" у нас или нет? У нас не стреляют, не ночуют на площади, насилия нет. Страна у нас маленькая, утром собираются и протестуют до вечера.
С другой стороны, "майдан" в Киеве не мог перекрыть авиацию. А вот в Израиле благодаря профсоюзам это удалось. Израильский профсоюз может решить, что школы не должны работать, автобусы не будут ходить и т.д.
- А в Израиле обращают внимание на реакцию других стран на события у вас в стране? Скажем, в Армении все в восторге от того, что в Израиле внутриполитический кризис, а еще в Турции недавно было страшное землетрясение. Мол, слабеют союзники Азербайджана...
- Что касается Армении, то я думаю, что большинство израильтян даже не найдет Армению на карте. При всем уважении к этой "великой" стране и ее "мощной" экономике - кто они такие?!
Мы смотрим на реакцию иранских прокси. Об этом говорил недавно уволенный министр обороны Йоав Галант, по словам которого, наши внутренние раздоры укрепляют наших врагов. "Хезболла" и другие террористические организации очень радуются. Если армяне пойдут по их пути, то следующим этапом будет раздача конфет в случае, если погибает израильтянин даже в автомобильной аварии (так поступают арабские террористы). Хочет Армения стать нормальным государством или нет - это решать армянам. Я бы не хотел, чтобы они пошли по этому пути. Пусть делают так, чтобы у них действительно была великая страна и сильная экономика, не надо радоваться чужим проблемам, ведь это не решение их проблем.
- И последний вопрос. Я сталкивался с версией, согласно которой нынешние протесты в Израиле должны привести к отставке Биньямина Нетаньяху, а затем начнется военная кампания против Ирана.
- В Израиле есть общий консенсус по отношению к Ирану. Нет разницы в подходах, например, Нафтали Беннета, Яира Лапида и Биньямина Нетаньяху. Если Иран будет близок к созданию ядерного орудия, его надо бомбить. Другое дело, что из-за наших беспорядков может так случиться, что мы не сможем бомбить. Хотя мы не знаем, на каком этапе создания ядерного оружия находится Иран. Я приехал в Израиль в мае 1996 года, 27 лет назад. И с первого дня слышал, что у ИРИ в ближайшие дни будет ядерная бомба и с этим надо что-то делать. В любом случае у Израиля есть "банк целей" в Иране.
Наир Алиев