Еще совсем недавно в мировой политической тусовке существовало твердое мнение, что Иран и Россия приближаются к заключению стратегического соглашения. В этой связи Запад считал их чуть ли не главной угрозой для международной стабильности. Однако заявление Сергея Лаврова о поддержке Зангезурского коридора все перевернуло с ног на голову.
В ответ на требование России, связанное с открытием Зангезурского коридора, Иран заявил о готовности "использовать военные средства для защиты своих интересов". Иранские высшие чины один за другим стали призывать Москву воздержаться от "парадоксальных действий" в отношении Зангезурского коридора, поскольку любую поддержку этого проекта они считают "ударом в спину", пишет газета "Каспий".
Что происходит на самом деле?
Как известно, президент Ибрагим Раиси считался другом России. Именно при нем между Россией и Ираном установились доверительные отношения и многие вопросы политической повестки находили свое решение. После загадочной гибели Ибрагима Раиси в вертолетной катастрофе и прихода к власти в ИРИ реформатора Масуда Пезешкиана многое начало меняться до неузнаваемости.
Еще в период предвыборной кампании, а затем и формируя новую администрацию, Пезешкиан неоднократно заявлял, что Иран должен проводить сбалансированную внешнюю политику, стало быть смягчение западных санкций - один из главных приоритетов внешней политики Исламской Республики.
Приступив к исполнению своих обязанностей, Пезешкиан дал понять Европейскому союзу, что Иран готов к конструктивному диалогу и построению отношений с ЕС. И вот тут, по всей видимости, Тегеран решил пожертвовать своими отношениями с Россией, прекрасно понимая, что это может открыть дорогу к нормализации отношений с Брюсселем.
Если верить сообщениям западных СМИ, в этой связи в высших эшелонах политической власти Ирана состоялись жаркие дискуссии.
Борьба за влияние в регионе
В Иране в связи с заявлением главы МИД России Сергея Лаврова почувствовали, что Тегеран хотят несколько потеснить, ограничив его влияние в регионе. Ибо cтремление России контролировать Зангезурский коридор тревожит Иран даже больше, чем намерения США и Евросоюза посредством Армении втиснуться в регион. Тем более, что позиции Тегерана на Южном Кавказе значительно уступают как России, так и Турции.
В Тегеране считают разблокирование коридора под эгидой России и при согласии Азербайджана с Турцией катастрофой, полным фиаско своей страны, поскольку оно радикально ограничит роль и позиции Ирана на Южном Кавказе. И тут Иран выбирает из двух зол наименьшее и остается главным защитником Армении, даже несмотря на ее нынешний прозападный курс, и на наличие наблюдателей ЕС, которые занимаются сбором разведданных, работая как против Азербайджана и России, так и против Ирана.
Россия же посредством этого коридора будет иметь прямую связь с Арменией через Азербайджан, а это даст ей возможность установить более стабильные экономические отношения с Ереваном. И главное - если данный коридор будет контролироваться силами ФСБ, то Россия не только будет контролировать один из главных коридоров Южного Кавказа, но и укрепит свои позиции в регионе. Иран считает это проникновением третьих сил в регион, закрывая глаза при этом на псевдонаблюдателей от ЕС.
Для Турции этот коридор откроет прямой сухопутный путь в Азербайджан, являющийся ее основным политическим и экономическим партнером в регионе. К тому же Турция сможет перенаправить поток грузов из Ирана по новому коридору, снизив тем самым свою зависимость от Ирана. То есть открытие Зангезурского коридора тоже существенно укрепит позиции Турции в регионе и увеличит ее влияние.
Для Азербайджана этот коридор позволит снизить зависимость от Ирана в вопросе сухопутного доступа в Нахчыванскую Автономную Республику. Что в свою очередь также ослабит влияние Ирана на нашу страну. Этого Иран никак не может допустить. В силу своих возможностей, конечно.
Важный транзитный маршрут
Азербайджан пока не реагирует на агрессивные заявления и угрозы Тегерана по поводу Зангезурского коридора, относя воинственную риторику Тегерана в связи с вновь открывшимися обстоятельствами по большей части к России.
Между тем создание Зангезурского коридора полностью отвечает национальным и историческим интересам нашей страны. А посему хочет того Армения или нет, Баку реализует данный проект, поскольку после завершения проекта Зангезурский коридор станет важным транзитным маршрутом, который соединит Баку и Карс через территорию Армении. К тому же все страны выиграют от данного проекта, поскольку он поможет развивать связи между Европой и Азией и позволит объединить Турцию, Россию, Иран, Армению и Азербайджан в единый торгово-экономический коридор.
В Ереване крайне негативно смотрят на данный проект, так как считают, что после открытия коридора Армения потеряет суверенитет над территорией, по которой он должен проходить.
Вместе с тем границы Армении с Турцией и Ираном охраняются российскими военными, железнодорожная система, газораспределительная компания и другие ключевые отрасли экономики страны контролируются российскими компаниями. В принципе эта страна давно потеряла свой суверенитет и теперь ищет того, кому можно было бы продать себя подороже. А пока Армения торгуется, Азербайджан строит коридор в Нахчыван через территорию Ирана.
Срочная встреча в Ереване
На фоне антироссийских и антиазербайджанских истерик в Тегеране посол Ирана в Армении Мехди Собхани срочно встретился с секретарем Совбеза Армении Арменом Григоряном, чтобы вновь внести раздор в намечающийся мир между Баку и Ереваном, заводя старую шарманку про "незыблемость границ".
Григорян, заверяя иранского дипломата в том, что разблокировка территории будет происходить "исключительно под строгим контролем армянских структур", горячо поблагодарил Иран за поддержку территориальной целостности Армении и заверил, что "никакая сила не сможет нарушить эту священную связь".
При этом Григорян упустил из виду, что Россия не та страна, с которой можно играть в пятнашки, и ответ за деструктивную позицию и угрозы придется держать как Армении, так и ее покровителю - Ирану.