В рамках весенней сессии ПА ОБСЕ состоялось онлайн-заседание Комитета по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам.
Как передает Report, выступившие на заседании члены армянской делегации затронули проблему Карабаха и выразили озабоченность по поводу прав и свобод т.н. "армянских пленных" в Азербайджане, а также защиты армянских религиозных и культурных памятников в регионе.
Член азербайджанской делегации депутат Амина Агазаде в ответ заявила, что государства не оккупируют собственные территории, а, наоборот, освобождают их. Азербайджан в 44-дневной войне освободил свои земли и восстановил территориальную целостность. Она отметила, что все памятники в Азербайджане являются культурным наследием Азербайджанского государства и народа.
А.Агазаде довела до сведения, что в течение 30 лет оккупации Армения осуществляла систематическую политику по уничтожению и ассимиляции культурного наследия Азербайджана на оккупированных территориях, также так и на территории самой Армении. Уничтожая исторические памятники, изменяя их архитектурные особенности и проводя "археологические" раскопки, Армения поставила перед собой цель полностью стереть любые признаки азербайджанского присутствия в них.
Мечети и другие культовые сооружения, кладбища, археологические памятники, а также музеи, библиотеки и другие объекты были полностью разрушены или разграблены. Мечети разрушены и превращены в руины. Из 67 храмов 64 были разрушены или серьезно повреждены. Многие оригинальные азербайджанские культурные объекты подверглись безжалостному вандализму с целью скрыть их происхождение.
Армения постоянно препятствовала ЮНЕСКО и другим специализированным международным организациям в посещении оккупированных территорий Азербайджана и оценке там состояния культурного наследия, а многочисленные обращения Азербайджана в эту и другие подобные организации не были удовлетворены. Это, в свою очередь, сыграло роль в формировании у Армении чувства безнаказанности. Перед лицом систематических актов вандализма со стороны страны-оккупанта Азербайджан был лишен возможности защитить свое культурное наследие.