Глава МИД России Сергей Лавров после переговоров с главой внешнеполитического ведомства Азербайджана Джейхуном Байрамовым сообщил о том, что Москва и Баку собираются реализовать проект энергомоста Россия-Азербайджан-Иран. И это произойдет, несмотря на односторонние американские санкции против Ирана. Сама идея соединения энергосистем России, Азербайджана и Ирана обсуждается много лет, а трехсторонняя рабочая группа по этому вопросу была создана в апреле 2018 года.
Любопытно, что несколько дней назад Совбез ООН отказал США в вопросе восстановления санкций против Ирана. Запрос Вашингтона, кроме самих Соединенных Штатов, поддержала только Доминиканская Республика, остальные страны, входящие в СБ ООН, выступили против или воздержались.
Media.Az попросила прокомментировать углубление сотрудничества между Россией, Азербайджаном и Ираном члена Изборского клуба, директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина.
- Можно ли говорить о том, что возникает некая ось?
- Сотрудничество бывает разным. Но это совершенно не отменяет геополитической логики. Когда мы говорим о таких проектах, как энергомост между Россией, Азербайджаном и Ираном, о котором сейчас идет речь, то должны понимать, что это действительно геополитический проект. Здесь абсолютно ясно расставлены акценты.
Москва - раздражитель для Запада и США, в том числе. Сотрудничество с Ираном означает возвращение к "теплым морям", как это определяется в геополитике. Потенциально это и создание авианесущего флота, который может потеснить Пятый флот США (в его зону ответственности входит западная часть Индийского океана и Персидский залив – ред.).
Надо отметить, что Запад очень болезненно относится к созданию каких-либо геополитических блоков без его участия. Поэтому и наши страны делают акцент на экономической риторике. Но мы, политологи, журналисты, можем говорить о построении оси, в этом плане мы люди "безответственные", ведь не мы принимаем решения (улыбается – ред.).
Баку участвует в проекте энергомоста Россия-Азербайджан-Иран, а это означает вовлечение в евразийскую геополитическую линию, цивилизационный выбор, знак того, что ваша страна осознает пагубность, деструктивность и разрушительность Запада. Любого так называемого "партнера" на Западе считают жертвой.
Развитие суверенитета, сохранение идентичности, к которому стремится Баку, просто невозможно в сотрудничестве с Западом. Включение Азербайджана в ось "Москва-Баку-Тегеран" - серьезный и правильный выбор.
- Заявление об энергомосте прозвучало на фоне односторонне введенных американских санкций в отношении Ирана. И, второй момент, – провал американской инициативы в Совбезе ООН, Вашингтон не поддержали даже европейские союзники. В мире что-то меняется?
- Да, мир разворачивается от однополярной к многополярной модели. Сейчас не одна цивилизация диктует свою волю, а есть несколько цивилизаций, которые путем консенсуса определяют судьбу человечества. Это реальная альтернатива, когда субъектом многополярного мира является именно цивилизация, а не конкретное государство. Речь идет о формировании цивилизационных блоков. Нужно делать выбор, определяться. Запад же продолжает придерживаться прежней позиции, не соглашаясь ни с каким мнением, кроме своего.
С точки зрения теории многополярного мира исторически и культурно Азербайджан четко относится к евразийской цивилизации. Ну, а Америка объективно утратила свои позиции, прежде всего, из-за нежелания слышать никого, кроме себя. Это и привело к крушению однополярного мира.
- А что вы можете сказать о Турции? Это братское для Азербайджана государство…
- Безусловно, Турция более гармонично может существовать и развиваться в рамках евразийского цивилизационного блока. На мой взгляд, нахождение Турции в НАТО – противоестественно. Это доказано объективными событиями. Чего стоит только попытка свержения Реджепа Тайипа Эрдогана в 2016 году, к которому имеет отношение Запад. О каком союзничестве может идти речь? Турция для Запада является просто территорией. Там не думают о турецкой культуре, самобытности.
- Но при этом у Турции не всегда ровные отношения с Ираном, хотя в последнее время находятся точки соприкосновения и все относительно нормально.
- Да, у Турции есть амбиции, которые могут не понравится Ирану, но это обсуждаемые вопросы уже внутри евразийской цивилизации. Анкара медленно, но все-таки разворачивается от Запада в сторону евразийской геополитики. Точкой невозврата для Турции станет ее выход из НАТО.
- Кстати, нарастает напряженность между Грецией и Турцией в Средиземноморье, и на этом фоне в Эгейском море прошли учения ВМС Греции и США. Получается, что НАТО выталкивает Турцию из Североатлантического Альянса, поддерживая Афины, а не Анкару?
- Думаю, что речь, скорее всего, идет о пренебрежительном и высокомерном отношении к Турции со стороны Запада.