Читайте последние новости в нашем Telegram-канале
Возможный новый раунд переговоров в США: мирный договор или конституционный тупик?
Армянская сторона анонсировала проведение 10 июля в Вашингтоне, в рамках 75-го саммита НАТО, трехсторонней встречи с участием глав МИД Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна, а также госсекретаря США Энтони Блинкена. Притом что ранее не было никакого подтверждения возможности проведения подобной встречи, а МИД Армении вообще утверждал, что договоренности о вашингтонских переговорах Мирзояна и Байрамова нет.
Несмотря на явные попытки США возобновить вашингтонскую площадку азербайджано-армянских переговоров, свидетельством чего явились и заявления помощника американского госсекретаря Джеймса О`Брайена, совершившего визиты в Ереван и Баку, складывается впечатление, что информация о проведении новой трехсторонней встречи родилась, что называется, в последний момент. И, скорее всего, как символическая дань уважения к дипломатическим усилиям нынешней администрации Белого дома, которая в разгар президентской гонки в США не могла не воспользоваться шансом еще раз напомнить о своей, пусть и не особенно эффективной, но все же роли в процессе азербайджано-армянского урегулирования. Тогда как веского основания встречаться у самих Байрамова и Мирзояна в настоящий момент, похоже, нет.
Стороны напрямую, без посредников, обмениваются предложениями по тексту будущего мирного договора. Признают, что в этом деле есть определенные подвижки. Но не скрывают и того, что о решающем продвижении не идет и речи. Это, собственно, и лишало актуальности разговоры о возможной новой встрече, информация о которой, повторимся, возникла лишь в последний момент, аккурат в день проведения анонсированных переговоров.
Дело в том, что Армения не реагирует адекватным образом на требование Баку изменить ее конституцию, содержащую положения об аннексии части территории Азербайджана. Наличие подобных положений в армянском законодательстве является, как неоднократно указывал официальный Баку, главным препятствием на пути заключения договора и достижения прочного мира между Азербайджаном и Арменией.
Отказ или затягивание армянской стороной устранения этого препятствия связывают с опасениями правительства Пашиняна по поводу того, что конкретные шаги, направленные на изменение основного закона, могут существенно ослабить позиции действующей власти. Позиции, которые и без того натыкаются на сопротивление реваншиствующей части армянской общественно-политической среды.
Однако только ли в этом дело? Ведь Пашинян всегда отказывался предоставлять безоговорочные гарантии отказа Армении от территориальных претензий к Азербайджану. А полное восстановление территориальной целостности Азербайджана, утверждение его суверенитета на всей своей территории, включая Карабах и Восточный Зангезур, были претворены в жизнь силовым путем, а не в результате добровольного отказа Армении от агрессивной политики. С учетом этого сохранение в армянском законодательстве положений, предусматривающих аннексию азербайджанских территорий, остается жизненной угрозой для Азербайджана. Не говоря уже о том, что при наличии захватнических положений в своем законодательстве и в отсутствие мирного договора с Азербайджаном Армения, пользуясь поддержкой известных внешних сил, активно вооружается, приобретая уже не только оборонительное, но и наступательное оружие.
Таким образом, армянской стороне придется очень постараться, чтобы на деле, своим окончательным отказом от территориальных претензий к Азербайджану, доказать декларируемую ею приверженность миру. И обеспечить тем самым насущную актуальность переговоров, будь то в двустороннем или трехстороннем форматах.
Азербайджан, со своей стороны, готов к любому варианту развития событий. В том числе и такому, который будет означать неучёт Арменией трагических для неё уроков прошлого, коими явились июльские бои 2020 года, четвертая годовщина которых будет отмечаться в ближайшие дни, 44-дневная война того же года и однодневная антитеррористическая операция 2023 года.
Натиг Назимоглу