Стремительное распространение эпидемии коронавируса и вызванные этим проблемы с нехваткой ряда медикаментов и средств защиты ощутимо обострили вопрос фармакологической безопасности во многих регионах мира. И хотя Азербайджану удалось избежать пустых полок в аптеках, в стране в экстренном порядке принято решение начать строительство предприятия по производству медицинских масок. Ну а в более долгосрочном плане переживаемый сегодня кризис, вызванный мировой пандемией коронавируса, может ускорить решение более сложной стратегической задачи по формированию в стране промышленного кластера, способного обеспечить лекарственное импортозамещение по основным позициям.
Оперативность, с которой сегодня в Азербайджане решается вопрос нехватки защитных средств в связи с эпидемией коронавируса, весьма впечатляюща. "Принимаются оперативные меры для обеспечения местного рынка необходимым объемом защитных средств: в ближайшие недели в стране будет введено в строй крупное предприятие по производству медицинских масок. В этой связи уже закуплено и доставлено в Азербайджан необходимое промышленное оборудование", - сообщил на днях министр экономики Микаил Джаббаров.
В целом, по словам министра, в текущем году в стране предусмотрены меры по расширению импортозамещающего производства, в том числе с использованием ресурсов и финансовых средств государства. Не последнее место в этой стратегии занимает и сфера производства медицинских препаратов и изделий, и, судя по всему, данный тренд станет определяющим на многие годы вперед.
Примечательно, что в первое десятилетие независимости вопрос развития собственного фармпроизводства не входил в круг первостепенных приоритетов азербайджанского правительства в силу недостаточных финансовых возможностей. К тому же в 1990-х ежегодное потребление лекарственной продукции в Азербайджане не превышало 60-70 миллионов долларов, и подобная узость внутреннего рынка снижала привлекательность страны для зарубежных инвесторов. Единственным исключением стал созданный в 1999 году холдинг "Фармсинтез", производивший в ограниченном объеме инфузионные и лекарственные препараты.
Ситуация оставалась неизменной и в последующие 15 лет. Во многом это объяснялось высоким обменным курсом национальной валюты, что способствовало удешевлению импорта лекарств и, напротив, повышало издержки локализации фармпроизводства в Азербайджане. Собственно, поэтому коммерческие структуры долгие годы ориентировались исключительно на высокомаржинальный лекарственный импорт.
Сложившееся положение кардинальным образом изменилось в период энергетического кризиса 2014-2016 годов, приведшего к девальвации маната и многократному подорожанию импорта. Собственно, именно с того времени в долгосрочной стратегии правительства по импортозамещению важное место занял вопрос развития фармацевтической промышленности и обеспечения страны необходимыми объемами доступных по цене лекарств. Тем более что за минувшие годы емкость внутреннего рынка лекарственных препаратов динамично возрастала, а численность населения перевалила за 10 миллионов, что однозначно повышает привлекательность Азербайджана для потенциальных инвесторов.
Так, согласно данным Государственного таможенного комитета, в 2019 году объемы импорта фармацевтической продукции превысили 493 миллиона манатов, а, по оценкам ряда экспертов, реальные объемы лекарственного рынка с учетом розничных цен были на порядок выше.
Эти обстоятельства и ряд других факторов способствовали тому, что в последние годы в Азербайджане началось строительство нескольких фармацевтических фабрик, локализованных на территории Пираллахинского промышленного парка, где планируется создать специализированный кластер по производству лекарств и изделий медицинского назначения. В настоящее время в Пираллахинском промпарке зарегистрированы пять резидентов, и по этим проектам планируется открытие до 650 постоянных рабочих мест. В частности, два предприятия заработали в 2019 году: в мае состоялось открытие фабрики ООО Diamed Co по производству 150 миллионов одноразовых шприцев в год, а в декабре было введено в строй азербайджано-российское СП Hayat pharm, рассчитанное на производство 500 миллионов таблеток и капсул ежегодно. В СП, где будет производиться 89 наименований лекарственных препаратов, инвестировано 74 миллиона долларов, и мощности предприятия рассчитаны не только на внутренний рынок, но и на экспорт продукции в Грузию, Иран, Турцию, Германию, Швейцарию, Украину, страны Центральной Азии.
В промпарке также начаты работы по созданию предприятия ООО IFFA, где по итальянской технологии наладят производство до 210 миллионов детских подгузников в год.
Еще одним резидентом Пираллахинского промпарка является совместное азербайджано-иранское предприятие Caspian Pharmed, церемония закладки фундамента которого состоялась в январе 2017 года. Azersun Holding и иранская Darou Pakhsh планируют наладить производство 84 лекарственных препаратов, включая сердечно-сосудистые, болеутоляющие, антибиотики и витамины. Однако реализация данного проекта временно задерживается в силу финансовых и ряда других проблем у иранских партнеров.
В последние несколько лет усилиями министерств экономики и здравоохранения разрабатывалась масштабная программа по локализации в стране производства лекарственных препаратов, созданию полноценного промышленного кластера. В частности, велись переговоры относительно сотрудничества в сфере совместного производства лекарств с Ираном, Турцией, а также рядом европейских стран - Хорватией, Венгрией, Польшей, где традиционно развита сфера фармпроизводства.
Весьма перспективным видится создание в Азербайджане крупного фармацевтического предприятия по выпуску препаратов для лечения онкологических заболеваний с участием белорусских инвесторов. Весомый интерес к локализации производства в Пираллахинском промпарке проявляет украинская компания "Индар", специализирующаяся на выпуске инсулина и других препаратов.
В Азербайджане также ведется работа по налаживанию сотрудничества в данной сфере с Японией. В частности, в 2016 году представители японских компаний Nipro Pharma и JGC обсуждали перспективы локализации в Азербайджане собственных предприятий. В случае положительного решения японская компания может наладить производство в Азербайджане около 300 наименований лекарств бренда Nipro Pharma, причем не исключена также возможность их экспорта на сопредельные рынки. Однако перспективы сотрудничества с Японией во многом зависят от соблюдения высоких стандартов качества продукции, а также возможности снижения себестоимости за счет поставки более дешевых упаковочных материалов и т.д.
В целом, по мнению экспертов, успех программы локализации фармпроизводства в Азербайджане зависит от ряда факторов.
Так, действенной мерой поддержки локализации производства во многих странах мира является предоставление таможенных льгот на ввоз фармсубстанций, упаковочных материалов и других комплектующих. В перспективе после реализации стадии производства и упаковки лекарств из импортных субстанций может возникнуть необходимость реализации полного производственного цикла, предусматривающего изготовление в стране части химических компонентов. В этом случае было бы оправданно внедрение механизма субсидий для производителей фармсубстанций. Стимулирующей мерой для развития локального фармпроизводства могла бы стать поддержка производителей посредством механизма госзакупок, когда приоритет отдается местным лекарственным препаратам. Опыт соседних России, Узбекистана, Казахстана и ряда других стран, где также реализуются госпрограммы локализации фармпроизводства, свидетельствует о высокой эффективности подобной практики.
Хазар Ахундов