Глобальная продовольственная инфляция уже с прошлого года оказывает негативное воздействие на продуктовый рынок Азербайджана: растут цены на зерновые и масличные культуры, мясомолочную, кондитерскую и иную импортную продукцию. Однако в мае-июне текущего года в республике зафиксирован беспрецедентный рост цен на сезонные овощи и фрукты, практически полностью выращиваемые в самой республике и не связанные с характерными издержками импорта, пишет Caliber.Az.
Впервые за многие годы в стране не наблюдалась летняя дефляция на сезонные плодоовощные, и климатический негатив нынешней весны не оставляет надежд на улучшение ситуации. Увы, но осуществляемые с начала года профильными ведомствами антиинфляционные меры пока не обеспечили должного эффекта. С начала года в Азербайджане предпринимаются усилия для минимизации ущерба от импортируемой инфляции и смягчения продовольственного кризиса: принят ряд мер для максимального облегчения импорта в страну стратегически важной продовольственной пшеницы, масличных и другого аграрного сырья, также постановлением Кабинета министров ограничен вывоз из страны базовых продуктов питания и их производных, создано Агентство государственных резервов, на базе которого формируется структура продовольственных запасов. Все эти шаги неоднократно и подробно освещались на страницах Caliber.Az.
Вместе с тем не все проявления кризиса на местном продовольственном рынке связаны с фактором импортируемой инфляции: в частности, это касается наблюдаемого нынешней весной беспрецедентного роста цен на сезонную плодоовощную продукцию. Азербайджан уже многие годы относится к государствам, сумевшим в значительной мере обеспечить собственную продовольственную безопасность в сфере растениеводства. За исключением зерновых, масличных, тропических фруктов, чая и комбикормов, сегодня около 80% овощей и порядка 95% фруктов и бахчевых культур производится местными фермерами и агропарками. Более того, Азербайджан является чистым экспортером по поставкам томатов, ряда других овощей и сезонных фруктов. Причем даже с учетом растущих год от года объемов "зеленого" экспорта практически каждый год в мае и в летние месяцы в республике фиксировались процессы дефляции на сезонную плодоовощную продукцию, нередко измеряемую многими десятками процентов. Причем спад цен на сезонную продукцию отмечался даже в кризисные 2015-2016 годы, после двукратной девальвации маната, обернувшейся жесткой монетарной инфляцией, резким ростом цен практически на все потребительские товары.
Увы, но нынешней весной и в июне сколь-нибудь существенного снижения цен на свежую продукцию не наблюдалось, более того, средние цены зачастую кратно превышали показатели соответствующего периода 2021-го и тем более 2020 года В частности, средние цены на вишню и черешню в июне держатся в пределах 5-8 манатов, персики реализуют по 3-6 манатов, абрикосы - по 5-8 манатов, клубника - от трех, а красная смородина от пяти манатов и т.д. Причем динамика цен по мере наступления жарких дней практически не меняется, уценивается лишь откровенно некачественная или подпорченная продукция.
С чем же связана эта не совсем свойственная для Азербайджана ситуация и в какой мере объективен столь ощутимый рост цен на местную "зеленую" продукцию? Справедливости ради нужно отметить, что в числе причин беспрецедентного роста цен на плодоовощную продукцию в текущем году значится несколько вполне объективных факторов. Во-первых, период вегетативного роста, цветения и появление завязей в садах совпал с крайне неблагоприятной погодой в регионах - сильные ветры, осадки, снижение средней температуры, что негативно отразилось на урожайности. Очевидно, что неурожай и сокращение предложения неизбежно ведут к росту рыночных цен. Во-вторых, в отличие от периода пандемических ограничений 2020-2021 годов, а также наблюдаемого тогда же "фитокарантинного кризиса", ощутимо сократившего поставки томатов, перца, яблок и иной азербайджанской продукции на российский рынок, в текущем году каких-либо препон для отечественных экспортеров не наблюдается. Уже в декабре прошлого года Агентство продовольственной безопасности Азербайджана (АПБА) вместе с партнерами из Россельхознадзора урегулировали все спорные моменты, в том числе трансграничные и транспортные, а с учетом войны в Украине и антироссийских санкций западных стран правительство РФ дало "зеленый" свет на поставку овощей и фруктов из стран СНГ, и в первую очередь из Азербайджана. В итоге сегодня самая качественная отечественная плодоовощная продукция уходит на российский рынок (порядка 90% всего аграрного экспорта), соответственно снижается предложение на внутреннем рынке, и это также негативно влияет на динамику цен.
Наконец, за последние полтора-два года в Азербайджане заметно подорожали дизельное топливо, бензин, из-за засухи усложнился доступ к поливной воде, повысились цены на некоторые виды импортных удобрений (например, фосфатные), а также гербициды и пестициды, семена и рассаду овощных. Увеличились расходы на услуги сборщиков урожая, транспортные и складские издержки. Безусловно, что все эти дополнительные затраты в конечном итоге садятся в себестоимость производства фермерских хозяйств, накручивая отпускные оптовые цены на фрукты и овощи.
И приведенные примеры далеко не единственные факторы, влияющие на чрезмерно возросшие розничные цены на плодоовощную продукцию в Баку и других городах Азербайджана. "Сегодня в стране наблюдается резкое подорожание сельскохозяйственной продукции, цены на сезонные фрукты выросли вдвое по сравнению с прошлым годом, - заявил накануне депутат Милли Меджлиса Таир Рзаев. - За последние годы в стране увеличилось производство сельхозпродукции, наблюдается прогресс в сфере аграрного производства, а значит и цены должны снижаться, однако происходит обратное". По словам депутата, некоторые предприниматели и перекупщики, воспользовавшись глобальным подорожанием, искусственно завышают цены на рынках, что вызывает справедливое недовольство граждан. Депутат Т.Рзаев подчеркнул, что это абсолютно недопустимо и необходимо усилить меры для предотвращения подобного негатива.
Разумеется, вполне очевидно, что в условиях рыночной экономики применение административных механизмов для снижения цен - занятие бесполезное и даже вредное. Снизить цены можно прежде всего за счет увеличения предложения, и здесь востребован комплекс стимулирующих мер, направленных на снижение издержек и повышение производительности в малоземельных и не всегда технически развитых фермерских хозяйствах. Необходимо также ускорить процесс формирования государственной системы резервирования продовольствия, а главное, преодолеть монополизацию сферы продовольственного импорта, а также повысить конкуренцию в сегменте логистики, оптовых поставок и деятельности сетевых продовольственных маркетов.
К сожалению, по всем перечисленным позициям местный рынок далек от совершенства. "Правительству необходимо усилить антиинфляционные меры. Конечно, основной вопрос здесь заключается в пресечении искусственного завышения цен, потому что во время таких событий, в сложной геополитической ситуации некоторые нечистые на руку предприниматели пытаются воспользоваться этим и без всяких на то оснований завышают цены. Этому должно уделяться особое внимание", - подчеркнул в ходе состоявшегося в апреле совещания правительства Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Увы, но сегодня в республике существенную негативную роль играют субъективные факторы - монополизм оптовых поставщиков, контролирующих импортные поставки (например, тропические фрукты, морепродукты и т.д.), а также действующих в неконкурентной среде крупных оптовых баз и логистических компаний, обладающих возможностями заметно завышать торговую маржу. Причем бороться с искусственным завышением цен со стороны крупных оптовиков весьма сложно, так как мелкие производители плодоовощной продукции из регионов зачастую не имеют доступа к торговой сети, для них неподъемны цены и на транспортную логистику и хранение продукции на холодильных складах и в оптовых амбарах. Супермаркеты предпочитают работать с крупными оптовыми поставщиками - у них ниже цены и минимальны затраты на логистику, соответственно здесь больше прибыли. В результате немалая часть фермеров, мелких поставщиков лишаются доступа к прилавкам крупных сетевых маркетов Баку, Сумгайыта, Гянджи, что оборачивается снижением предложения и как следствие отсутствием конкуренции и ростом цен на "зеленую" продукцию.
Разумеется, в последнее время предприняты определенные шаги для разрешения этих проблем: так, около года назад Агентство развития малого и среднего бизнеса (KOBİA) разработало новый механизм, нацеленный на расширения продажи аграрной и иной продукции МСБ в торговых сетях, их рекламу и продвижение. Причем предусмотрено возмещение за государственный счет части затрат на это. В тех же целях Агентство создало платформу онлайн-продаж, а также расширило работу по продвижению аграрной продукции МСП на различных специализированных выставках и ярмарках.
В свою очередь, по инициативе Минсельхоза в рамках программы "Из села в город" по уикендам организуются аграрные ярмарки в Наримановском и Бинагадинском районах Баку и в городе Хырдалан. Данный почин можно только приветствовать, однако насколько эффективна организация трех ярмарок для обширной столичной агломерации, насчитывающей свыше 3 млн населения? Сколько-нибудь заметного влияния на рыночные цены можно добиться, если таких ярмарок будет как минимум в 10 раз больше и если удастся равномерно разместить торговые площадки по всем районам столицы, упростив логистику для горожан.
Между тем после пандемии в Баку почему-то практически пресеклась практика торговли "с колес", когда во дворах и на свободных площадках размещались грузовики и фургоны с овощами и фруктами, где зачастую торговали сами фермеры или их партнеры, то есть минимизировался фактор перекупки и кратного завышения цен. Пока же от сокращения числа ярмарок и торговли "с колес" выигрывают только торговые монополии - крупные оптовики и супермаркеты.
Для преодоления инфляционного негатива сегодня необходимо принять ряд мер, увеличив доступ "зеленой" продукции фермеров и мелких региональных производителей на полки крупных сетевых магазинов, расширить сеть "независимых" от монополистов логистических баз в Баку и крупных городах, параллельно снизив расценки на хранение скоропортящейся продукции.
В этом плане оптимальным видится и скорейшее принятие нового Кодекса конкуренции: в прошлом году проект документа был направлен для получения отзывов в соответствующие государственные органы. Ожидалось, что согласованный документ будет рассматриваться правительством в первой половине 2022 года, и после одобрения его представят на рассмотрение Милли Меджлиса. Напомним, что разрабатываемый с 2007 года Кодекс конкуренции в свое время прошел два чтения в парламенте, но не был принят и возвращен на доработку, затянувшуюся на долгие 15 лет.
Государственная служба по антимонопольной политике и надзору за потребительским рынком при Минэкономики Азербайджана также подготовила законопроект "О внутренней торговле", его статьи в первую очередь нацелены на защиту субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), в том числе равного рыночного доступа, упрощения и оптимизации нормативно-правового регулирования в торговой сфере, пресечения здесь негатива и защиты прав потребителей. Остается надеяться, что проект закона "О внутренней торговле" в ближайшее время пройдет все предварительные процедуры, будет согласован в правительстве и вынесен на обсуждение парламента уже в текущем году.
В целом в начале года Кабинет министров и ряд профильных ведомств разработали план мероприятий "Об усилении антиинфляционных мер". Также в стране разрабатывается обновленная стратегия продовольственной безопасности, и уже определены шесть базовых принципов в обеспечении продовольственными товарами. В частности, в стратегический план предусмотрено включить мероприятия, обеспечивающие снижение себестоимости производимой в стране продовольственной продукции, а также повысить ее качество и товарные объемы. Причем все стимулирующие меры будут направлены на поддержку внутреннего производства, а не импортных поставок. Еще один пункт предполагает либерализацию цен на продовольствие. В этом списке также обозначены борьба с искусственным ростом цен и оптимизация маржи предпринимателей; усиление борьбы с недобросовестной конкуренцией; повышение прозрачности в системе субсидирования и ее нацеленности на производителей. Запланировано также усиление административных механизмов для пресечения фактов недобросовестной конкуренции, рыночного сговора, искусственного завышения цен, в целом усилен антимонопольный контроль над потребительским рынком.
В совокупности реализация комплекса административных и законодательных решений, а также расширение ярмарочных площадок способствовали бы росту конкуренции между поставщиками и как следствие стабилизации рынка, снижению завышенных цен на фрукты и овощи.