В Армении после известных заявлений премьер-министра Никола Пашиняна развернулась "общественная дискуссия" по вопросу изменения Конституции. Очевидно, что сама постановка вопроса вызвана правомерным давлением Азербайджана, который выдвинул требование исключения из Конституции и других нормативно-правовых документов Армении положений, посягающих на его суверенитет и территориальную целостность. Реализация данного требования выступает одним из условий подписания мирного договора.
Между тем, в рамках внутриармянской дискуссии стал продвигаться и нарратив о том, что Азербайджан также должен изменить свою Конституцию. Причем подобного рода "мысль" звучит с обоих флангов армянского политического поля - как властного, так и оппозиционного.
В частности, спикер парламента Армении Ален Симонян заявил, что Армения в "зеркальном" порядке поднимает вопрос изменения Конституции Азербайджана. Если Симонян и другие представители армянского руководства не детализируют свою "идею", то из оппозиционной среды исходят различные уточнения на сей счет. Одни говорят, что в преамбуле Конституции Азербайджана содержатся якобы агрессивные стремления продолжить многовековые традиции государственности. Другие ссылаются на "необходимость" изменения того положения, что современный Азербайджан провозгласил себя преемником Азербайджанской Демократической Республики, поскольку это, мол, означает территориальные претензии к нынешней Республике Армения.
Однако армянские "аргументы" рассыпаются в пух и прах. Так как содержащаяся в Конституции Азербайджана ссылка на многовековые традиции государственности и закрепленное в Конституционном Акте о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики положение о том, что она - "преемница существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики", являются свидетельствами волеизъявления азербайджанского народа, но никак не агрессивными стремлениями и территориальными претензиями.
В чем же заключается мотив армянского "ответа" на азербайджанское требование изменения законодательства Армении? Мотив, с учетом абсурдности утверждений армянской стороны относительно Конституции Азербайджана как с исторической, так и с правовой точек зрения, исключительно политический, и он имеет конкретную цель. Всю ту же цель затягивания выработки и заключения мирного договора с Азербайджаном, преследуемую Арменией с момента ее сокрушительного поражения в Карабахской войне.
Очередная "зеркалка", на сей раз "конституционного" характера, для того и придумана армянскими политмыслителями, чтобы, подобно бессмысленной идее "зеркального отвода войск от линии границы", затянуть переговорный процесс. Армения не может отвергнуть обоснованное, справедливое требование Азербайджана об исключении из армянского законодательства черным по белому зафиксированных положений, отрицающих принадлежность Карабаха Азербайджану. Поэтому формулируется "требование" изменить и Конституцию Азербайджана - "требование" заведомо обреченное ввиду своей полнейшей несостоятельности и того очевидного факта, что Армения в принципе не способна и никогда не будет способна что-либо диктовать Азербайджану. Но зато решается задача вновь отсрочить подписание мирного договора.
Что ж, если Армении хочется и далее затягивать установление мира в регионе, то так тому и быть. Она не получит мира, но вместе с ним не получит и таких основополагающих составляющих мирной жизни, как безопасность и развитие.
Натиг Назимоглу