Со стороны официального Еревана все чаще звучат противоречивые высказывания относительно переговорного процесса по подготовке и подписанию мирного договора между Азербайджанской Республикой (АР) и Республикой Армения (РА). Сначала министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян заявил, что по некоторым пунктам мирного договора есть регресс. Затем армянский премьер Никол Пашинян сказал об ударе по мирному процессу, якобы из-за высказываний из Баку. А после спикер национального собрания Армении Ален Симонян опроверг и главу МИД, и премьер-министра, заявив, что в переговорах по армяно-азербайджанскому урегулированию регресса не наблюдается.
Сложилась странная ситуация, когда представители руководства Армении опровергают друг друга. Oxu.Az попросил прокомментировать ситуацию польского журналиста и политолога Якуба Корейбу:
- Я не вижу здесь ничего странного, это ожидаемо и закономерно, поскольку Армения - страна, у которой в силу внутренних и внешних причин нет и не было суверенитета. Армянскому руководству стоит осознать эту проблему и оформить суверенитет. На данный момент мировое сообщество и особенно непосредственные переговорные партнеры Еревана не знают, да и не могут знать, кто в Армении является носителем суверенитета: премьер-министр, министр иностранных дел или спикер парламента? У них у всех своя отдельная повестка.
Так происходит из-за того, что в Армении не существует национальной стратегии и понимания национального интереса. Сами армяне, включая армянскую политическую элиту, не знают, в чем заключается конечная цель этого процесса (урегулирования между Азербайджаном и Арменией - ред.). Они, повторюсь, для себя не определили интересы страны. В условиях, когда нет общего понимания стратегии, политики действуют, исходя из своих групповых интересов и собственного восприятия ситуации. Это характерно для стран, которые находились под внешним управлением - это как раз про Армению. В других постсоветских странах, пусть и на разном уровне, но понимали, что такое национальный интерес.
Процесс формирования армянского суверенитета запаздывает в юридическом, институциональном и даже концептуальном плане. А ведь самый очевидный интерес любой страны в том, чтобы иметь хорошие отношения с соседями. Армения все 30 лет своего формального суверенного существования поступала наоборот.
У Баку есть своя позиция, опирающаяся на национальные интересы. У РА ничего подобного нет. Это тот случай, когда суверенная страна - Азербайджан - разговаривает с не вполне суверенной страной - Арменией. И никто сейчас не может сказать о том, когда Армения станет полностью самостоятельной.
- Возможно ли, что декларируемая Западом, Францией поддержка Армении вызывает в Ереване иллюзию скорой помощи от внешних игроков, поэтому Ереван вновь прибегает к излюбленной тактике затягивания переговоров, запутывает, делая противоречивые заявления, ожидая, что вдруг что-то поменяется в их пользу?
- Смотрите, а есть ли смысл Армении затягивать процесс урегулирования? Все условия, как внешние, так и внутренние, если в Ереване правильно анализируют, свидетельствуют, что лучшего момента для заключения мирного договора не будет. Дальше условия для Армении будут только ухудшаться. Они уже существенно ухудшились из-за неконструктивной позиции Армении, рассчитывавшей на очень обманчивую внешнюю поддержку.
Такая позиция вредит самой Армении. Что случается с внешней поддержкой, уже было видно по формальному армяно-российскому союзу. И Россия, и Франция, и все остальные внешние игроки действуют сугубо в своих интересах, используя РА в качестве инструмента для достижения своих целей.
Пришло время, когда Армении и армянам всего мира, включая диаспору, нужно подумать серьезно, осознать, что у армянского народа и государства есть свои интересы, что таскать каштаны из огня ради других не стоит. Государство либо существует и проводит самостоятельную политику, либо оно просто не нужно. Армянские политики ведут Армению к тому, что для армянского народа их собственное государство окажется просто ненужным, так как оно ничего им не дает.
Но если армянские политики хотят довести РА до статуса "лишнего элемента" международной системы, то пусть продолжают в том же духе.
- Вы коснулись армянской диаспоры. А совпадают ли ее интересы с интересами армян, проживающих в Армении? Ведь именно представители армянской диаспоры, наряду с реваншистами внутри РА, выступают с наиболее агрессивными заявлениями, настаивая на невозможности подписания мира с Азербайджаном. Один из примеров (не первый и не последний) - заявление доктора политологии Стэнфордского университета (Калифорния, США) Артура Хачикяна, который считает, что мирный договор с Азербайджаном станет для Армении "точкой невозврата" (в негативном смысле).
- Я плохо знаю армянскую диаспору в США и во Франции, но очень хорошо знаю армянскую диаспору в России. Я на протяжении 12 лет общался с ними, в том числе и в неформальной обстановке, имел все возможности понять, что они из себя представляют.
Маргарита Симоньян, Семен Багдасаров и многие другие на самом деле ненавидят Армению. Реальная действительность этой страны напоминает им то, о чем они хотят забыть. Когда они видят, что из себя представляет Армения, то это возбуждает у них интеллектуальные, финансовые, социальные, классовые комплексы. Для них РА является напоминанием их собственной неполноценности, провинциальности, пусть даже кто-то из них редко бывал в Армении.
Когда я слушал этих людей, у меня всегда возникало ощущение, что они чувствуют себя несчастными из-за того, что родились армянами. Им бы хотелось быть русскими, французами. Кстати, у многих из них есть американские паспорта, например, у детей Маргариты Симоньян. Эти люди подсознательно ведут себя так, словно хотят, чтобы Армения исчезла. Деятельность представителей армянской диаспоры - это одна сплошная провокация конфликта, а это идет во вред людям, которые, собственно, живут в Армении.
Наир Алиев