Анкара начала процесс вступления в объединение государств БРИКС. Об этом в беседе с журналистами заявил представитель правящей в Турции Партии справедливости и развития Омер Челик.
Многие политические аналитики связали это решение высшего руководства Турции разочарованием перспективами сближения с ЕС, а также противостоянием с коллективным Западом из-за сотрудничества с Россией, пишет газета "Каспий".
Между тем Турция стремится усилить свое влияние в мире и расширить связи с развивающимися странами. Недавно к БРИКС присоединились Иран, ОАЭ, Эфиопия и Египет, ожидается присоединение Саудовской Аравии, а также Азербайджана, являющегося близким партнером Турции, а еще Малайзии и Таиланда.
На Западе БРИКС считают геополитическим оппонентом группы G7 и значимых финансовых учреждений, таких как Всемирный банк и МВФ, поскольку новые члены могут претендовать на финансирование через банк развития объединения и пользоваться преимуществами членства для развития торговли.
Особую значимость БРИКС придает тот факт, что в него входят такие влиятельные в своих регионах страны, как Бразилия, ЮАР, Китай и Россия.
Чем привлекателен БРИКС?
Давайте разберемся, почему БРИКС стал столь привлекательным даже для Турции - значимого и важного члена Североатлантического альянса?
Совокупное население государств БРИКС составляет около 3.5 млрд человек, а это более 40% населения мира. Причем БРИКС является эффективным объединением с молодым населением, большую часть которого составляют люди в возрасте до 35 лет.
ВВП стран БРИКС, включая новых членов, составляет 29 трлн долларов - примерно 30% от мировой экономики.
Кроме того, на БРИКС после расширения приходится почти 45% мировых запасов нефти. Цифры впечатляющие, не так ли.
Если учитывать, что в последнее время потребность Запада в Востоке значительно возросла с точки зрения чистых энергетических ресурсов, таких как, например, природный газ, а также учитывая соотношение стареющего населения в развитых странах к молодому - в развивающихся, принимая во внимание экономический прогресс и решение аналогичных проблем, то становится понятна привлекательность БРИКС.
А как же НАТО?
На сегодняшний день Турция сохраняет приверженность процессу присоединения к ЕС, старт которому был дан Анкарским соглашением 1963 года. И намерение Турции подать заявку на вступление в БРИКС вовсе не подразумевает отступления от процесса членства в ЕС, а также не влияет на ее членство в НАТО.
Заявка была подана в целях реализации "Видения столетия Турции", инициированного президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. То есть желание вступить в БРИКС следует рассматривать как результат подхода, основанного на стремлении к более активной роли и расширению сотрудничества. В этом смысле Турция подтвердила свою роль посредника в большинстве конфликтов и войн, оккупаций и кризисов, предлагая пути урегулирования разногласий.
Заявку Турции в БРИКС следует рассматривать, как подход, ориентированный на консолидацию экономики Востока с экономикой Запада и укреплению ее географической позиции в качестве моста между Востоком и Западом с помощью экономической интеграции.
К тому же внешне США заняли индифферентную позицию, считая, что "намерение Турции вступить в БРИКС является ее внутренним делом". Так во всяком случае заявил заместитель главы посольства США в Анкаре Майкл Голдманн.
"Турция - суверенное и независимое государство. Она может устанавливать связи с кем пожелает. Мы доверяем нашим двусторонним оборонным отношениям с Турцией как с сильным партнером по НАТО", - приводят СМИ слова дипломата.
Однако, если Турция сейчас вступит в блок, это может потенциально осложнить отношения с Западом и вызвать вопросы по поводу приверженности Турции военному альянсу.
Отношения Турции с НАТО уже напряжены до предела из-за продолжающихся связей страны с Россией после вторжения последней в Украину, а также ее усилий по улучшению отношений с Китаем.
Вместе с тем эти шаги отражают стремление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана добиться независимости страны путем изменения внешнеполитического курса. То есть она ищет альтернативу, не отказываясь от членства в НАТО и своих европейских устремлений.
Главное - увидеть выгоду
Впрочем, при сложившихся обстоятельствах Запад мог бы найти способ извлечь выгоду из сложившейся ситуации.
Ведь Турция по-прежнему остается членом Совета Европы. А большая часть ее торговли по-прежнему приходится на Запад.
В Турции считают, что желание страны вступить в БРИКС - какой-то очередной политический танец между Западом, Россией и Турцией. Вместе с тем между Турцией и Западом есть очень серьезная, глубокая конфронтация. И если Турция де-юре является членом НАТО, то с другой стороны, она де-факто практически стала мишенью для Альянса. К тому же США и страны блока поддерживают террористическую организацию РПК, вооружают ее, обучают этих террористов, считая РПК своим главным союзником на Ближнем Востоке, а не Турцию.
Поэтому свое будущее Турция видит со странами БРИКС, с которыми она может построить более надежные отношения. Мало того, членство в БРИКС поможет противостоять угрозам со стороны Запада - в сотрудничестве с евразийскими странами, со странами БРИКС. Это важно для Турции и в смысле преодоления экономического кризиса.
Как считает экспертное сообщество Турции, "главные экономические силы мира собрались в БРИКС, именно из-за экономических причин Турция и собирается вступить в это объединение государств".